Блоги

100 ЛЕТ ЗИЛу

01.08.2016, 13:11 8407 2 Александр Пикуленко

Минуло 100 лет с того момента, как было образовано Акционерное московское общество, ставшее потом Заводом имени Сталина и переименованное в последствии в Завод имени Лихачева. И в год своего векового юбилея оно закончило свое трудовое существование.

Днем рождения этого гиганта советской индустрии принято считать 2 августа 1916 года. Именно в этот день начальник Главного военно-технического управления России Генерал-майор Кривошеин заложил первый камень в Тюфелевой роще. А строить его начали братья Степан и Сергей Рябушинские и примкнувший к ним Кузнецов. Их товарищество на паях «Автомобильное московское общество» заключило с военным ведомством договор на изготовление и поставку в армию 1500 грузовых автомобилей. За основу взяли Fiat 15 TER грузоподъемностью 1,5 тонны. По результатам абиссинской войны, где эти грузовики хорошо себя показали, их и выбрали для производства в Москве.

Но через год в России началась смута. И в 1918 году завод был национализирован. Решение о выпуске первых советских грузовых автомобилей принял 12 мая 1923 года Президиум Госплана под председательством Кржижановского. В Центральном управлении государственных автозаводов тогда решили, что к ближайшему празднику Октября надо собрать 20 машин. Однако, когда до торжества оставалась всего одна неделя, ни одного комплектного грузовика не было.  Зато за сутки до праздника уже были готовы 10 машин. Все они были окрашены в революционный кумачовый цвет. Утром 7 ноября 1924 года под «Вихри враждебные» машины выехали на Красную площадь.

И начался неторопливый серийный выпуск. В 1925 году собрали 113 машин. Но только в 1928-м из ворот завода выехал 1000-й автомобиль. В 30-м перед началом большой реконструкции выпуск достиг огромной по тем временам цифры 3227 автомобилей в год. Знаменитый директор Иван Алексеевич Лихачев пришел на АМО в декабре 1926 года из ВЧК. Не имея технического образования, он тем не менее обладал природным чутьем и жестокостью, качествами, благодаря которым и уцелел в «сталинских чистках». В 1931 году под его руководством осуществили полную перестройку завода, по образному выражению «пришили к пуговице пальто».

Началась сборка грузовика АМО 2 из машинокомплектов, привезенных из Америки с фирмы Autocar. Когда автомобиль полностью локализовали, он получил обозначение АМО 3. У этого 2,5-тонного грузовика жизнь оказалась очень долгой.

В 1934 году произошло превращение неплохой конструкции в отличную, из американизированной АМО 3 в русский ЗИС 5, который получил народной прозвище «Захар». На его базе была сделана масса модификаций: от автобуса до «Катюши». Ведь ЗИС 5 вытянул на своем кузове все тяготы Второй мировой. Нельзя не вспомнить, что в эти же годы на ЗИСе активно работали над производством легковых машин высшего класса. Появился ЗИС 101 – первый советский большой и шикарный автомобиль. А заводские комсомольцы на его базе создали первый отечественный дримкар – ЗИС – спорт.

Не дожидаясь окончания войны на заводе стали работать над новыми автомобилями и двигателями. Так появился шестицилиндровый мотор ЗИС 120 для послевоенного грузовика ЗИС 150 и его полноприводного брата ЗИС 151. Именно эти машины помогли не только поднять разрушенное, но и построить новое. Народ тоже не забыли и сделали для него большой городской автобус ЗИС 155, который тогда не рисковали называть «скотовозом», и по-настоящему шикарный междугородний ЗИС 127. И, конечно, самую, главную машину страны, полпреда советского автопрома – ЗИС 110. Рядная восьмерка, обилие хрома и многое такое, что в других автомобилях еще долго не появлялось. И все это отечественное, ничего зарубежного! А ведь был еще и холодильник ЗиЛ – очень большой и очень надежный с ручкой, как у правительственного автомобиля и замком на ней. Жили-то ведь в коммуналках.

Завод, теперь уже имени Лихачева, снова пережил глубокую реконструкцию и перешел в 1962 году на выпуск пятитонного ЗиЛ 130. Машина эпохальная, ставшая откровением для водителей 60-70-х. Панорамный обзор, удобство управления, усилитель руля, печка и потрясающая надежность. Ведь и сегодня в провинции эти автомобили живы до сих пор, и, что удивительно, используются, как обычные рабочие лошадки. Их выпустили более 3-х миллионов штук. Не отставал от него и младший брат ЗиЛ 131 – трехосный полноприводный автомобиль. Впервые советская армия получила такую комфортную технику. А уж по проходимости ему долго не было равных. Закончили производство «стотридцаток» в конце 1994 года.  

  Но не забывали на ЗиЛе о верхушке нашей партии и государства. Для них были созданы легковые автомобили семейства 111, 114, 117, много лет удивлявшие своим видом и содержанием. А чтобы сделать их производство хоть чуть-чуть рентабельнее, были попытки поставить в производство микроавтобусы ЗиЛ 118 и ЗиЛ 119 «Юность». Хотя дальше мелкосерийной сборки дело не пошло, они все-таки получили главный приз на фестивале автобусов в Ницце.

Годы, прошедшие после развала СССР стали для ЗиЛа периодом тяжелейших испытаний. Его продукция стала не нужна. Но завод решился на борьбу за выживание, а ставка была сделана на трехтонку ЗиЛ 5301, названный «Бычком». На конвейер он встал в 1995-м и выпускался почти 10 лет, став последней моделью в истории Московского автозавода. Сегодня на обширной территории автомобили не делают, а в год столетия Завода было официально объявлено, что его славная история подошла к концу.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (2)

  1. Геогрий (Выборг) 14.08.2016, 15:22 #5286 Цитировать Ответить 0
    Так ЗИЛ закрыли? А пишут что на автосалоне в Москве будет новый кабриолет ЗИЛ. Как это?
    1. Пётр (Тверь) 06.08.2016, 22:41 #5266 Цитировать Ответить 0
      Александр Александрович, большое спасибо за интереснейший обзор! И очень интересные фотографии, некоторые для меня просто удивление!