Блоги

Автомобиль с характером - Porsche 928

26.07.2017, 21:22 665 0 Денис Орлов

Сорок лет назад дебютировал один из самых замечательных спорткаров новейшей истории - Porsche 928. Ему посвящён этот longread.

Porsche 928

Porsche-928 выпускали с 1977 по 1995 год. Изготовлено около 66 000 автомобилей. На снимке - ранняя версия с колёсами-"телефонными дисками" ("Nummernschalter-design")

 

Как все началось - Porsche 928

Если верно, что у каждого автомобиля свой характер, я бы назвал Porsche-928 высокомерным. The Arrogant, "высокомерным", считали и одного из главных создателей этого выдающегося спорткупе, дизайнера Тони Лапина.

Бросьте! Какой там "Тони"! Для меня он навсегда останется Анатолием Фёдоровичем Лапиным, этаким русским барином - немного фатоватым, с лёгкой рисовкой, но с широкой открытой душой. Собственно, ещё только собираясь в гости к Лапину, я уже знал, что основной разговор закрутится вокруг 928-й модели. Даже страшно подумать - дело происходило 16 лет назад! Ни интернета, ни электронной почты, ни "скайпа". Сегодня половину той работы можно проделать, не отрываясь от экрана. А тогда... Чего стоило один только адрес Лапина в Баден-Бадене заполучить!

Эксперт по Порше, Лапин

Анатолий Фёдорович Лапин (23.05.1930 - 29.04.2012) показывает, как углы автомобиля могут исказить его истинные размеры

 

Определённо было известно лишь то, что Porsche-928 является наиболее яркой его работой на посту главного дизайнера компании Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG. И вот ситуация: не знаешь, о чём сейчас рассказывать! Начинаешь об автомобиле, как тут же возникает фигура человека. И, как в серьёзном романе, герой повествования начинает руководить пером автора. Сам факт, что дизайном столь уважаемой марки на протяжении двух десятилетий, с 1969 по 1989 год, руководил русский, поразителен!

Porsche 928 создан рйсским дизайнером

А так скошенные углы работают на практике. Бамперы у Porsche-928 отформованы из полиуретана. Капот, двери и крылья изготовлены из алюминиевого сплава

 

Попробую всё же не отдаляться от темы. Хотя, как не вспомнить в очередной раз фантастические лапинские щи, что он сварил как раз к моему приезду - настоящие сибирские щи, где ложка застревает торчком! Уговорил меня на две тарелки, а сам умял три. Щи - щами, а предстояла беседа. Очень не хотелось, чтобы она свелась к банальному интервью, вроде, "а скажите, в каком году Вы родились?". Но, представьте, у вас на кухне сидит совершенно незнакомый человек, и с ним о чём-то надо говорить... Представили? И о чём?! В общем, разговор шагнул в шаблонное русло, и шёл бы... пока не дошли до 928-го.

Porsche 928 двигатель

Первый в истории легковых Porsche мотор V8 (240 л.с.). Алюминиевые поршни с покрытием из карбида железа ходили в безгильзовых цилиндрах из кремний-алюминиевого сплава

 

Причины создания Porsche 928

Сегодня такое и на ум не придёт, а в начале 1970-х руководство компании вполне серьёзно намеревалось заменить легендарный 911-й переднемоторным спорткупе Typ 928 или, как его ещё называли, Projekt "K"! Дело в том, что на американском рынке, главном для Porsche, развернулась массированная кампания за безопасность движения. Заднемоторный, с "воздушником", 911-й не вписывался ни в какие нормы - ни по фронтальному и заднему удару (5 миль/ч, новые требования NHTSA), ни по управляемости, ни по шумности, ни по токсичности. Нависла вполне ощутимая угроза автомобильному бизнесу.

Разработчики Porsche 928

Команда Лапина топает через проходную. Закуривает на ходу Вольфганг Мёбиус, держит руки в карманах спец по аэродинамике Рихард Сёдерберг, лидирует сам Лапин, философствует главный макетчик Питер Райзингер

 

Значило ли это, что 928-й создавали по американским лекалам? Чёрта с два! Это должен был быть настоящий Porsche, то есть исключительный автомобиль, как по форме, так и по содержанию. И когда у дизайнеров на масштабных макетах уже сложился образ именно такого автомобиля, пришёл один из инженеров-компоновщиков, и сказал: "Друзья, знаете, о чём мы забыли? О гидротрансформаторе!" То есть, упустили из виду самую что ни на есть американскую часть конструкции, автоматическую коробку передач.

Porsche 928 чертежы перовой модели

"Sportwagenprojekt K" - так выглядел будущий 928-й в 1972 году. Гидромеханическая трансмиссия в нём не помещалась

 

Главная сложность - гидромеханический конвертер

Гидромеханический конвертер типа Wandler, как известно, имеет тороидальную форму. Она неколебима, как сами физические законы, на которых основан принцип действия гидротрансформатора. Это двигатель или коробку передач можно перекомпоновать, а тор так и останется тором. И этот тор совершенно не вписывался в плотную компоновку будущего автомобиля. И без того, стремясь сделать низкий заострённый капот, двигатель немалого размера (4,5 л, V8) сместили за переднюю ось. Коробка передач уже не агрегатировалась с двигателем, её перенесли назад - к главной передаче (схема transaxle) и соединив с двигателем полой трубой. По обе стороны от коробки довольно вольготно усадили двух задних пассажиров, ведь автомобиль мыслили гораздо более просторным, чем 911-й. И тут - чёртов Wandler! Компоновка начала расползаться во все стороны буквально на глазах, словно американская молодуха на диете из гамбургеров. (Возникло даже опасение, что автомобиль не поместится на так называемой Waschstrasse, - не пройдёт из-за избыточной ширины в стандартную немецкую автоматическую мойку.)

Сдача проекта заказчику, 1973 год. Лапин любезничает с Ферри Порше и его супругой Доротеей. Ферри хотел разбить бокал о макет 928-го на удачу, но сделать это можно было только о колёса - остальное было еще из пластилина

 

Свой рассказ Анатолий Фёдорович иллюстрировал набросками на листке: ширина самого широкого из тогдашних 911-х, модели Turbo - 1775 мм., а у 928-го - 1890 мм. Ужас!

- И тогда мы вместе с ведущим дизайнером Вольфгангом Мёбиусом придумали скосить углы переднего и заднего бамперов... - рука Лапина на какое-то мгновение замерла, и он испытующе посмотрел на меня. Я понял: это проверка.

- Это, чтобы со стороны автомобиль казался меньше, чем есть на самом деле?! - подхватил я тоном ученика на экзамене.

- Точно! - расцвёл Лапин.

928 Порш, инженерная мысль

 

Эскиз компоновки будущего седана "Москвич", проект Typ 2508. Автор - Мартин Смит. Задний бампер и фонари решены в духе 928-го

Действительно, человек при всём желании не может охватить взором всю машину целиком. Он смотрит на неё с какой-то одной точки. И, не видя краёв бамперов, не может оценить истинных размеров. Скошенные углы зрительно уменьшают кузов. Шикарная находка!

Лёд был сломлен. Разговор потек на единой волне. Теперь и я не стеснялся спрашивать, и он - отвечать. Например, на вопрос, кем он больше себя считает, инженером или дизайнером? Хотя, тут Анатолий Фёдорович довольно крепко задумался.

- Нельзя быть дизайнером и при этом не разбираться в технических вопросах. Без этого не найти общего языка с конструкторами.

Команда конструкторов порше 928

General Motors сильно пожалела, упустив Лапина: вместе с собой он увёл на Porsche ещё пятерых. Среди них и дизайнер Ганс-Петер Плотникофф (на снимке крайний справа) - ещё одна неразгаданная русская тайна германского автопрома. Снимок 1968 года

 

Это был ответ человека, которому уже ничего и никому не требовалось доказывать в жизни. Хотя, согласитесь, что интервью - весьма заманчивая возможность подчеркнуть свою роль в истории. Но Лапин с самого начала упомянул Вольфганга Мёбиуса. Добавлю и другие имена, причастные к созданию Porsche-928. Первым руководителем проекта был Вольфхельм Гориссен. Дело в том, что работа над машиной началась ещё в 1971 году, а из-за арабо-израильской войны 1973 года и последовавшего за этим энергетического кризиса была приостановлена. А когда в 1975-м вновь возобновилась, проект возглавил уже Гельмут Флегль. И начальники отдела, где создавали 928-й, менялись. На смену Паулю Хенслеру (он, кстати, стоял у истоков создания двигателя для 928-го, первого в истории Porsche мотора конфигурации V8) пришёл Раньер Лист. 

Вообще, автомобиль столько претерпел, прежде чем предстал в марте 1977 года перед посетителями Женевского автосалона! Шикарная книга этому посвящена:

Project 928: A Development History of the Porsche 928 from First Sketch to Production

Написали Юлиус-Йозеф Вейтманн и Рико Штайнеманн.

Ферри Порше

Фары 928-го сделаны подъёмными. Так, во-первых, обходилось американское правило, запрещавшее защитные щитки перед фарами, а, во-вторых, оптика оставалась всегда чистой. Позирует глава компании доктор Ферри Порше

 

Участие конструкторов Porsche в других проектах

В создании 928-го особо следует отметить роль Питера Фалька, инженера с огромным опытом работы над гоночными Porsche. Отдел Фалька сконструировал уникальную заднюю подвеску, настолько своеобразную, что она даже получила имя собственное - "Вайсзах", по названию местности, где раскинулся инженерно-конструкторский центр Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG. Не вдаваясь в кинематические дебри, подвеска "Вайсзах" обладала подруливающими свойствами, что наделяло Porsche-928 выдающейся, по меркам тех лет, управляемостью. "Вайсзах" впечатлил и советских инженеров, приехавших из Тольятти создавать совместно с Porsche семейство ВАЗ-2108/09/10. И "восьмёрка" тоже получила заднюю подвеску с подруливающим эффектом, правда, не настолько изощрённую технически.

Да, компания Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG известна не только своими спорткарами, но и многочисленными проектами "на сторону". Хотя, правильнее было бы сказать - "не известна", поскольку многие из таких проектов засекречены по договорённости сторон. Традиционно, собственные проекты компания проводит под трёхзначным индексом, а сторонние - под четырёхзначным. Об одном таком, довольно необычном, Анатолий Фёдорович вспомнил особо - Typ 2603, кабина пилотов для аэробуса A300 концерна Airbus Industrie. Это был первый случай, когда отказывались от отдельного места борт-инженера, переходили с аналогового оборудования на цифровое. Интересно, что вазовский проект вёлся под индексом 2108! Было у него, правда, и другое название, "Проект Гамма".

Конструкторы Порше на отдыхе

Советские специалисты в Вайсзахе в часы отдыха. Позади Porsche-928 и Porsche-924 - не ВАЗ-21013, а переднеприводный "мул" будущей "восьмёрки"

 

Интересно, что как раз в те годы, когда приостановили работу над 928-м, Porsche сделала предложение другому советскому заводу, АЗЛК, по новому семейству заднеприводных автомобилей с четырёх- и шестицилиндровыми двигателями. Проект обозначался Typ 2508. Если присмотреться, в наработках по нему есть кое-что от 928-го. Эскизы делал, правда, не Мёбиус, а другой дизайнер - Мартин Смит, будущий шеф-стилист европейского Ford. А началась его карьера с эскизов "москвичей". В общей стилистике, заданной, по всей видимости, Лапиным и Мёбиусом: мягкая пластика формы, отсутствие декоративных блестящих элементов.

Porsche 928 в музее

Неосуществлённый Typ 928-4, удлинённый на 250 мм автомобиль с четырьмя дверьми, 1984 год. Нечто похожее сделает Mazda на модели RX-5

 

Наша беседа растянулась допоздна. Мы общались на диковинной языковой смеси. Русский Лапина был немногим лучше моего английского. Где и этого не хватало, задействовали немецкие слова. Удивительно, что Анатолий Фёдорович, никогда не живший в России, произносил русские слова хоть и неправильно, но совершенно без акцента! Откуда? А откуда эти манеры доброго барина? Он из смешанной латышско-русской семьи, перед приходом Красной Армии в Латвию они уехали в Германию, там юный Толя оказался в "гитлерюгенде". Кузовному делу учился в Daimler-Benz AG. После войны Лапина ждала ещё одна эмиграция - в США, где его безо всяких условий приняли в центр стиля General Motors: слова "Daimler-Benz" открывали любые двери. Потом был Opel, где Лапин стал одним из идеологов концепции "волк в овечьей шкуре", создания спортивных моделей из обычных бюргерских малолитражек. Инженера в Анатолии Фёдоровиче всё же больше, чем дизайнера. Инженерного больше и в облике Porsche-928. Пусть эту необычность, острохарактерность образа и принимают за высокомерие.

Комментарии (0)