Блоги

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

04.12.2017, 18:24 574 0 Александр Пикуленко

Первые автомобили «Москвич» сошли с конвейера Московского завода малолитражных автомобилей 4 декабря 1946 года. Эти машины впервые в СССР разрешено было покупать частным лицам, не спрашивая разрешения начальства. Цену на него назначили директивным порядком 9 тысяч рублей. Тогда это были большие деньги. Зарплата рабочего была рублей 700. Но были в советской стране и высокооплачиваемые люди. Они легко могли позволить купить себе такой автомобиль. Хотя бывало всякое. Энтузиасты автомобильного дела покупали его вскладчину и пользовались по очереди. А наш великий актер Алексей Баталов, получив от Анны Ахматовой деньги, чтобы приодеться, вместо этого купил себе четырехсотого Москвича. Поездила на таком в начале своей карьеры и балерина Майя Плисецкая.

Первые автомобили «Москвич»

В 1946 году в нашей стране ввели новую систему обозначения моделей. Среди всех автозаводов поделили цифровые индексы от 1 до 999. Москвич получил № 400. Но относился он только к двигателю и шасси. Четырехдверный кузов обозначили как 420, кабриолет 420А, а деревянный фургон 422. Правда, для этих машин на МЗМА делали только шасси. А потом они своим ходом отъезжали в Черкизово, где на них ставили кузова с каркасом из березовых брусьев, панелями из фанеры и крышей из дерматина.

Москвич получил № 400         

В начале хотели делать и универсал, пятидверный со складными задними сидениями. Но в серию он не пошел, так как деревянный кузов, ослабленный дверными проемами, оказался очень недолговечным.

В 1947 году к 800-летию Москвы на заводе сделали юбилейную партию машин. Кроме того, что их постарались собрать качественнее из хорошо отобранных деталей, на левой боковине капоте был значок в виде древнерусского щита с цифрой 800. До наших дней не дожил ни автомобиль, ни даже значок.

модификацию 420М

В конце 40-х завод повернулся лицом к народному хозяйству и запустил в серию модификацию 420М для поликлиник с обивкой из кожзаменителя. Их почему-то называли «неотложки».

Не оставили в стороне и военных. Для них сделали двухместный пикап с аэродромным пусковым агрегатом. Без таких истребители МИГ 15 не взлетали.

Москвич 400, фото в разрезе

На испытаниях поработали над пикапом повышенной проходимости, но до серии его не довели. Через три года выпуска стало ясно, что машина, в основе которой лежал Opel Kadet образца 1938 года, устарела. И на заводе сделали пять прототипов Э424 с измененным внешним видом. Именно их планировали выпускать как модель 401, но не нашли где сделать штампы. И ЗИС, и ГАЗ отказались.

Только в 1951 году Москвич 400 удалось модернизировать. Рычаг с пола переехал на рулевую колонку, вторая и третья передача в коробке обзавелись синхронизаторами.

Москвич под капотом

Прошло еще три года выпуска. Двигатель получил новую головку блока и увеличенную степень сжатия. Мощность достигла 26 л.с. Тогда же поменяли и индекс 401 – 420. Но выглядел Москвич все так же.

Эта машина стала первой в СССР и массовой спортивной. Уже на первом Чемпионате страны в 1950 году их было больше 20. А начальник испытательного цеха завода Лев Гивартовский стал первым Чемпионом СССР. Тогда за это давали красный свитер.

400 в кабине

Но в фаворе у начальства тогда были не гонки, а конкурсы профессионального мастерства. И однажды на такой приехал водитель-испытатель завода Юрий Чвиров поучаствовать в 100-километровых соревнованиях на экономичность. Чтобы показать хороший результат, кроме классно подготовленного автомобиля, он на ходу при попутном ветре открывал все двери, чтобы они служили парусами, подталкивая Москвич. И победил с результатом 2,45 л на 100 км. Хотя обычно машина расходовала литров 10.

Реставрированный Москвич 400

Простоял на конвейере Москвич 400 – 401 10 лет, до апреля 1956 года. За это время сделали 246 тысяч машин. Отдельные экземпляры ездили у рачительных хозяев еще в конце 80-х.

Фото из архива.

 

 

Комментарии (0)