Блоги

Демидовский Урал

30.09.2016, 00:33 31360 0 Илья Изотов

Мне посчастливилось принять участие в очередной экспедиции Land Rover «Открывая Россию» на автомобилях Land Rover Discovery Sport. Восемнадцатая по счету экспедиция обещала быть интересной и необыкновенной – помимо природных красот среднего Урала организаторы обещали продемонстрировать участникам индустриальные достопримечательности региона, но не будем забегать вперед и расскажем обо всем по порядку. Урал – сердце промышленности России. Становление региона напрямую связано с именем императора Петра Великого, который способствовал развитию оружейных и горнодобывающих предприятий. Поскольку Урал обладал огромным изобилием полезных ископаемых именно ему было суждено стать промышленной колыбелью государства российского. Также Урал стал центром золотодобычи – в городе Березовский к середине 19 века добывалось практически все золото в России, а Россия на тот момент добывала 47% золота всего мира. Наше путешествие началось с города, из которого передавал свои сообщения во время Великой Отечественной Войны товарищ Левитан – Свердловска, который с 1991 года называется, как и изначально в петровские времена, гордо Екатеринбургом.

 

На выходе из аэропорта в лицо ударил холодный осенний уральский воздух и сразу захотелось погрузиться в уютный салон Land Rover Discovery Sport и включить умный подогрев сидений, тем более, что впереди нас ожидала холодая и дождливая экскурсионная прогулка по местам золотодобычи города Березовского. Город примечателен тем, что именно здесь неподалеку от реки Березовки в середине 18 столетия раскольник Ерофей Сидорович Марков обнаружил первое отечественное рудное золото дав толчок развитию золотодобычи в России. А менее века спустя молодой штейгер Лев Иванович Брусницын обнаружил первое российское россыпное золото и предложил экономически выгодный способ его разработки. Вследствие этого открытия в Березовском началась первая золотая лихорадка, а Россия вышла на первое место по золотодобыче в мире (около 47% мировой добычи) и по сей день продолжает занимать лидирующие позиции в этой отрасли промышленности. Поэтому Березовское месторождение можно смело назвать колыбелью русской золотопромышленности.  А ощутить масштабы этих открытий нам предстояло сполна – представилась уникальная возможность посетить действующую драгу (машина, добывающая золото, работающая по принципу экскаватора), добывающую уральское россыпное золото на протяжении более 80 лет (с 1934 года).

Примечательно, что драга оборудована 80 ковшами и перерабатывает 300 кубометров породы в час, максимально опускаясь на глубину до 11 метров, а управляет ей смена, состоящая всего из трех человек. Поскольку результатом многолетней работы драги становится появление обширных заболоченных территорий, то конечно же мы с трудом могли устоять перед соблазном протестировать внедорожные качества наших автомобилей, а после того как пошел небольшой дождик, размывший и без того неважные подъездные дороги, наши сомнения развеялись окончательно, и мы устремили пока еще чистые автомобили в направлении грязевых ванн.

 

Преодолевать грязевые преграды нам помогала привычная для внедорожников Land Rover система Terrain Response, существенно облегчившая водителям процесс преодоления бездорожья, а при появлении асфальтового полотна я выбрал излюбленный мной динамичный режим Terrain Response «Adaptive Dynamics». Кстати, он не входит в стандартную комплектацию и является опцией, но опцией, стоящей того, чтобы ее приобрести. Реакция автомобиля последовала незамедлительно: колодцы спидометра и тахометра задорно окрасились в красный цвет, подвеска автомобиля «зажалась» и стала более жесткой, все системы автомобиля перешли в спортивный режим. К сожалению, сполна насладиться спортивными повадками нашего автомобиля удалось в этот день только на коротеньком участке ЕКАД – в целом дороги на Урале неудовлетворительного качества и их состояние зачастую может стать причиной разбитой ходовой и испорченных колес. При езде по таким дорогам больше подходит обычный режим, при котором пассажирам переднего и заднего ряда за счет комфортных настоек подвески обеспечивается достойный уровень комфорта.

На следующий день ранним утром мы решили преодолеть скалистый подъем к живописному скальному массиву Семь Братьев. В ходе подъема нам то и дело приходилось сталкиваться с труднопреодолимыми препятствиями: торчащие валуны, корни деревьев, размытые колеи. Не хватает Discovery Sport пневмоподвески: удар за ударом сыпались на защиту коробки переключения передач и крепкую металлическую защиту картера, однако автомобили уперто продолжали пролезать наверх и вот не успели мы оглянуться, как оказались на высоте свыше 400 метров над уровнем моря!

 

Скальный массив давно стал излюбленной тренировочной базой местных и приезжих альпинистов из-за особой формы скал. Это поистине уникальная достопримечательность, представляющая собой длинный скальный массив с семью вершинами, достигающими 32 метров в длину. При этом поодаль от семи братьев находятся три сравнительно небольших камня – три сестры. По мансийской легенде семь вершин олицетворяют образы семи братьев воинов, защитивших своих трех сестер от расправы жестоких врагов.

  

На спуске мы убедились в эффективности системы помощи спуска с горы Hill Descent Control, позволяющей регулировать скорость спуска кнопками на руле. А затем нас ждала дорога в город Нижний Тагил и интереснейшая экскурсия на предприятие, производящее отечественные вагоны и танки – Уральский вагоностроительный завод (далее - УВЗ), но прежде чем добраться до современной промышленной столицы Урала мы посетили так называемый город-завод Невьянск. Именно с Невьянском невероятно тесно связана история развития всего среднего Урала. А еще эта история тесно связана с родом Демидовых, в частности с тульским оружейником незнатного происхождения Никитой Демидовым, который сыграл определяющую роль в становлении и развитии Урала как промышленного центра России. По преданию Никита Демидов однажды по поручению Петра Великого смастерил копию немецкого пистолета, по качеству ничуть не уступающую оригиналу, чем несказанно обрадовал императора. В дальнейшем в начале 18 века Демидов был наделен землями и промышленными мощностями, расположенными на Урале, что стало катализатором для заселения и развития региона в целом. Власть его на Урале была столь велика, что в народе его земли называли «Царством Демидовским в Государстве Российском». Один из первых заводов Демидова располагался в Невьянске, как и роскошный хозяйский дом, не сохранившийся до наших дней. Вообще из общения с Уральскими краеведами и местными жителями создается впечатление, что в каждом городе и каждой деревне на Урале есть какой-нибудь след, оставленный Демидовыми, поэтому Никиту Демидова можно с полной уверенностью назвать Крестным отцом Урала, ведь в сущности до 18 века этот регион представлял собой лишь редкие, разбросанные вдали друг от друга маленькие поселения. Не могли мы пропустить и главный архитектурный монумент Урала – Демидовскую Невьянскую Наклонную Башню. По преданию при строительстве из-за подземных вод основание Башни провалилось, но строительство прекращено не было, напротив архитектор внес коррективы таким образом, чтобы каждый следующий ярус башни откланялся в обратную наклону сторону и вершина башни – 25 килограммовый флюгер – был расположен перпендикулярно поверхности земли.  История башни окутана множеством таинственных легенд, по одной из которых в недрах башни демидовские мастера занимались фальшивомонетничеством по указанию хозяина. Причиной появления этой легенды стала находка следов драгоценных металлов в трубе дымохода. Примечательно также, что башня высотой 57,5 метров долгое время была самым высоким зданием Невьянска до тех пор, пока напротив башни не соорудили Спасо-Преображенский собор. Строителям несмотря на все старания не удалось сделать колокольню собора выше Башни, но хитростью они все же добились своего, установив на колокольню чрезвычайно длинный шпиль и в итоге высота Колокольни составила 64,5 метра. Целью священнослужителей было продемонстрировать что «Демидов высоко, но господь бог все равно выше».  Также стоит обратить внимание на часы, установленные в Башне – Демидов купил их в Англии в 1730 году за 5000 рублей при том, что постройка самой башни обошлась ему «всего» в 4000 рублей и они до сих пор в полностью рабочем состоянии! Часы занимают два верхних яруса Башни и изначально умели проигрывать 18 мелодий – из них до наших дней дошли лишь 11 оригинальных мелодий.

    Следующей достопримечательностью, которую мы посетили, был Нижнетагильский «Старый Демидовский завод» - единственный на текущий момент в своем роде в России завод-музей. В нем действительно ощущаешь мощь ушедшей эпохи. Построен он был в 1725 году и функционировал в том или ином виде до 2014 года. Демидов построил завод будучи уже опытным металлургом и управленцем, в этой связи считается, что Тагильский завод намного эффективнее Невьянского. Изначально завод выполнял полный технологический цикл производства металла от и до, использую в качестве сырья руду, добытую из горы Высокая, характеризующуюся большим уровнем содержания железа (около 65%) при незначительном содержании серы и фосфора, откуда следовало высокое качество металла. В настоящий момент от упомянутой горы осталась лишь небольшая яма – ресурсы её истощились еще в 19 веке. До 1953 на заводе использовалась энергия, вырабатываемая гидротурбинами – для этого в непосредственно близости от завода была построена плотина. На территории завода сохранились старые доменные и мартеновские печи, размах которых поистине поражает посетителя. Администрация музея в настоящий момент продвигает проект развития завода-музея: в ближайшем будущем планируется превратить завод-музей в современную интерактивную площадку, а также в центр современного искусства. В одном из цехов, например, планируется установить орган и устраивать концерты.

 

После посещения музея мы остановились в одной из гостиниц Нижнего Тагила чтобы передохнуть и набраться сил к следующему дню. В гостинице бросилось в глаза оформление номеров с картинами, изображающими танки, а также стенды с сувенирной продукцией УВЗ. Правильный Уральский маркетинг! Примечательный факт – первый российский паровоз был построен Ефимом и Мироном, отцом и сыном Черепановыми в 1834 в Нижнем Тагиле, о чем свидетельствуют многочисленные макеты первого паровоза, расположенные на территории города.

 

Проснувшись и позавтракав, мы направились на территорию УВЗ. Несмотря на строгий контроль на КПП по истечении 40 минут нас все-таки пустили на территорию, но наше присутствие явно вызывало любопытство у рабочих. Кто-то даже махал нам издалека и кричал «Хеллоу!», приняв за иностранцев. Да уж, на завод, где собирают танки чужаки заходят редко, а мы зашли! И ни разу не пожалели об этом. Масштабы УВЗ колоссальные. Еще в 1941 году завод начал производить легендарные Т-34: во время войны с конвейера УВЗ каждые 30 минут сходил новый Т-34. Кроме танков во время войны УВЗ производил, например, снаряды для Катюш, корпуса для самолетов Ил-2 и многое другое, а в настоящий момент основным направлением деятельности УВЗ является производство вагонов для внутреннего рынка, а также на экспорт в различные страны по всему миру (в разное время вагоны экспортировались в Латинскую Америку, Иран, Украину, Белоруссию, Европу). Территория завода очень ухоженная и сразу бросается в глаза отсутствие суеты и плотного движения вне цехов – только к середине экскурсии нам рассказали о том, что причина кроется в грамотной организации логистики на территории УВЗ – готовые узлы, агрегаты, детали подаются в сборочный цех из других цехов по подземным путям.

 

Собственными глазами на расстоянии нескольких метров от себя мы увидели, как в кузнечном цеху 4 молота с силой удара 700 тонн у каждого превращает раскаленные чуть ли не до бела (температура бруска на выходе из печи составляет около 1200 градусов по Цельсию) бруски в готовые оси для вагонных тележек. 

А еще за территорией завода располагается музей бронетанковой техники, в котором всем до одного посетителям предлагается почувствовать себя в роли танкиста и посидеть в кабине Т-34.

  

Преисполненные гордостью за родину мы направились в сторону реки Чусовая. Примечательно, что по пути мы переехали из Азии в Европу! 

На берегу реки организаторы приготовили для нас сюрприз. Нам предложили преодолеть часть знаменитого Всесоюзного туристического маршрута № 58 «По реке Чусовой». Преодолевали мы этот маршрут на большом плоту, наслаждаясь в полной мере красотами местной природы. Река Чусовая до постройки железной дороги была основной транспортной артерией Урала. Барки, груженные металлом, пускали вниз по течению реки, но многие из них разбивались о скалы в местах, где русло реки круто заворачивает в сторону, поэтому эти скальные массивы и прозвали бойцами. Эту ночь мы провели в палаточном лагере на берегу реки Чусовая. Максимальная глубина реки на данный момент составляет всего 1,5 метра, а в среднем не превышает полуметра. Поэтому наши автомобили с легкостью преодолевали броды переезжая то на один берег реки, то на другой. 

 

Кстати в Discovery Sport есть ряд очень занятных функций, помогающих водителю на бездорожье, в числе которых вездесущие камеры (их 4: спереди, сзади и 2 сбоку под зеркалами) и система помощи прохождения брода Wade Sensing, наглядно демонстрирующая на экране уровень воды за бортом. Также есть еще одна любопытная функция, помогающая водителю на трассе – Discovery Sport умеет отслеживать и оценивать степень экономичности стиля езды водителя и даже дает советы, как снизить расход топлива и тем самым уменьшить выброс CO2.

 

Преодолев Чусовую вброд наша дружная колонна отправилась в еще одно занимательное место – аномальную зону Молёбка! По утверждениям уфологов в зоне происходят паранормальные явления и периодически встречаются неопознанные летающие объекты.

 

К сожалению (или к счастью) такие объекты нам не повстречались, зато внедорожный участок был очень сложным – не все водители смогли преодолеть преграды, встречающиеся на пути.

  

Выбравшись из грязи, мы направились в сторону Перми, где нас ожидало культурное мероприятие – посещение Пермского академического театра оперы и балета, оперы Джузеппе Верди «Травиата».  Таким образом к концу поездки мы, что называется попали «из грязи в князи». 

На этом и завершилось наше занимательное путешествие, подарившее его участникам много приятных и неожиданных эмоций. А автомобиль в очередной раз проявил себя с хорошей стороны доказав, что Land Rover Discovery Sport хоть и не является полноценным внедорожником, но обладает хорошим потенциалом и дает своему владельцу возможность позволить себе несколько больше бездорожья, чем обычный кроссовер.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)