Блоги

ДВС жив

22.01.2024, 15:18 12719 0 Александр Пикуленко

Всё говорит о том, что эпоха двигателя внутреннего сгорания заканчивается. Цель всех зеленых, проросших в разных углах планеты, положить конец сжиганию ископаемого топлива. И что для одних спасение мира, для других апокалипсис. И даже, если слухи о неминуемой кончине взрывного мотора несколько преувеличены, мы знаем, что вошли в 21 век с автомобилями, а вот закончим его уже на электромобилях. И если небольшое количество ДВС все же останется под капотами, то они станут всего лишь тенями прежнего гордого «я». И даже в этих исключительных случаях будут под присмотром электродвигателя, чтобы все время убеждаться, что они ведут себя прилично.

Но давайте не будем зацикливаться на этом, несомненно, грустном факте, а оглянемся назад, посмотрим на историю ДВС и попробуем понять, когда же был его золотой, да и серебряный век. Это то время, когда двигатели на легком и тяжелом топливе стали надежными, и то, когда они стали развивать фантастическую мощность.

А может быть это период поиска оптимальных размеров и объемов или тот момент, когда моторы достигли максимальной эффективности.

На каждый вопрос есть, конечно, свой ответ. И дело в том, что часто он бывает очень субъективным. Ведь многое зависит от точки зрения и даже личных предпочтений.

Есть устоявшееся мнение, что семидесятые годы девятнадцатого века были безусловно очень важными для мотора внутреннего сгорания. И хотя он эволюционировал с течением времени, в этот период несомненно доказал, что практическое преобразование тепловой энергии в механическую вполне возможно.

И уже в следующем десятилетии Николаус Отто создал работоспособный образец четырехтактного мотора. Ведь именно это эпохальное изобретение использовал к нашей большой радости в 1886 году на своей самобеглой коляске, которая лишь через некоторое время станет известна как автомобиль, немецкий инженер Карл Бенц.

Не менее значимой эпохой стали и девяностые годы позапрошлого века. Ведь именно тогда Рудольф Дизель запатентовал свой двигатель с воспламенением от сжатия. И ему так повезло, что этот мотор всегда напоминает нам о своем создателе.

Однако и первое десятилетие нового двадцатого века стало для ДВС отличным временем. Немногочисленные еще автомобили, существовавшие на заре 20-го века, были настолько медленными и ненадежными, что их никак нельзя было назвать средством передвижения, даже на небольшие расстояния.

В это время ни в коем случае нельзя было с уверенностью сказать, что бензин победит пар и электричество в качестве источника энергии новомодных самоходов, которые были неуклюжими и медленно катились по тогдашним дорогам.

В этот период машины с ДВС были очень громкими, вонючими, склонными к поломкам и огнеопасными. В те былинные времена у них даже не было воздуха в шинах и рулевого колеса.

Зато в первом десятилетии двадцатого века возможности двигателя внутреннего сгорания изменились до неузнаваемости, сделав эту эпоху бесспорно величайшей с точки зрения развития.

Вспомним, что уже в 1903 году на «Мercedes» создали десятилитровый мотор и установили его на модель «Simplex», автомобиль, способный развивать 100 километров в час, что в пять раз превышало существовавшее уже тогда ограничение скорости.

У англичан в том году перед самоходным экипажем все еще должен был неторопливо идти человек с красным флагом. А уже через два года после отмены этого правила «Rolls-Royce Silver Ghost» проехал 20 тысяч километров без единой поломки, если не считать таковой закрывшийся от тряски топливный кран. Ведь весь пробег проходил по невероятно ухабистым в то время грунтовым дорогам.

Так что, благодаря доработке двигателей, это, пожалуй, было то время, когда автомобиль достиг совершеннолетия. Хотя надо сказать, что в это же время насладиться чудесами инженерной мысли мог только очень богатый человек. Но и эта проблема будет решена Генри Фордом уже в следующем десятилетии. Ведь именно его «Ford-Т» сделал автомобиль доступным широким массам. Именно с этой машиной мир, как говорится, подсел на колеса. Вот это, действительно, было потрясающее время, начало массового автомобилизма. Даже литература того времени обратила внимание на машину с ДВС.

А американцы на долгие годы стали законодателями в автомобильных инновациях. Возьмем к примеру «Cadillac 51» 1915 года – первый серийный автомобиль с V-образой восьмеркой. А через год «Packard» выпустил модель «Тwin Six» с семилитровым V-12. Так что в эти годы и началась техническая революция в моторном деле. На «Bentley» впервые появились алюминиевые поршни, ведь до этого они считались очень хрупкими и дорогими.

А потом моторы как-то вдруг обзавелись четырьмя клапанами на цилиндр и верхними распредвалами.

А тут еще начали организовывать гонки на выносливость. Первыми стали 24 часа Ле Мана. И уж они-то повысили уровень надежности тогдашних автомобилей, о котором раньше и не мечтали.

И все-таки даже в этот период ДВС все еще оставался ужасно неэффективным. К примеру, такой шедевр двигателестроения, как восьмилитровый мотор «Bentley» 31-го года, выдавал всего 200 л.с., а это лишь 25 л.с. с литра. И виной тому было не отсутствие инженерных знаний. Подводили металлурги, да и станочный парк не обеспечивал нужных параметров. А уж о качестве бензина и говорить нечего. Поэтому и степень сжатия была очень низкой.

30-е годы прошлого века стали десятилетием консолидации. Двигателисты попробовали турбонаддув, а немецкие гоночные команды сделали потрясающие моторы. В 1937 году с шестилитрового «Мercedes-Benz» сняли 646 л.с. Такую мощность машины «Формулы 1» получили только в 80-х.

Однако не было ничего так стремительно двигающего прогресс в технике, как война. Она коснулась и технологий, и материаловедения.

К тому времени, когда мир перешел на мирные рельсы, а случилось это уже в 50-х, и автомобиль достиг возраста зрелости. Какие легендарные моторы появились в это время! Сделанный Луиджи Коломбо для «Ferrari» V12, рядная шестерка «Jaguar» с двумя распредвалами, одна из лучших в мире восьмерок от «Chevrolet», и, конечно, оппозитная шестерка от «Porsche». Все они были разработаны в период между концом войны и концом 50-х. Это было поистине эпическое время в истории ДВС.

А вот в 60-х – 70-х интересного стало немного. В ходу было многоцилиндровые, карбюраторные безнаддувные двигатели. Они были громкими, иногда дымящими и беспощадно расходующими недорогой бензин.

В это десятилетие и появляются большие суперкары с потрясающими двенадцатицилиндровыми моторами.

А потом наступили 80-е, и все стало стремительно меняться. В это время появились доступные турбины. И инженеры, уже давно знавшие, что это самый простой путь к увеличению мощности, бросились их внедрять. И, действительно, зачем разрабатывать совершенно новый двигатель, если можно просто сжать смесь при помощи турбины.

Ну а дальше пришло время думать об экологии. Из бензина удалили свинец, добавили каталитический катализатор и подписали смертный приговор карбюратору. Да и со звуком выхлопа, всегда волновавшим истинных автомобилистов, стало плохо.

А с наступлением 21-го века стали исчезать многоцилиндровые моторы больших объемов. А если вообще надежда, на то, что ДВС сохраниться? Хоть небольшая, но есть. И останутся автомобили с добрым старым ДВС, продолжая радовать тонкий слой истинных ценителей этого чуда инженерной мысли!

 

Фото «Мercedes-Benz», «Ford», «Porsche», «Bugatti»

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)