Блоги

Как дела, БелАЗ?

11.07.2016, 12:47 4592 0 Александр Пикуленко

Капитализм, как его не отменяют, покусывает не только чиновничье-бездельничью Россию. На трудолюбивую Беларусь, где сохранили не только заводы с колхозами, но и комсомол с пионерией, то и дело накатывают грозные тучи экономических неурядиц. Сегодня тучи сгущаются в первую очередь на Востоке. Для Белорусского автозавода в городе Жодино, выпускающего исполинские самосвалы «БелАЗ», Российская Федерация остаётся заказчиком №1 – к нам уходит более 90% продукции. А сегодня ею заставлен весь заводской двор.

Заводской двор заставлен не выкупленными самосвалами

Как быть, когда заказчик не выкупает технику? 28 мая 2016 года на БелАЗе было объявлено днём целодневного простоя – звучит, может, и странновато, однако это экономический термин. Рабочим за этот день начислили 2/3 зарплаты, согласно 71-й статье трудового кодекса Республики Беларусь. Сябрам впору перенимать наш опыт, когда за год набегает чуть ли не две недели официальных поводов для безделья вдобавок к установленным КЗОТом выходным дням: праздники канонические и новообретённые, каникулы новогодние и первомайские, перенос выходных дней… Не работай – и не будет затоваривания!

Третий производственный корпус производит неизгладимое впечатление, равно как и машины, которые в нём собирают. МАЗ на их фоне кажется масштабной моделькой

Белорусский завод работает. Вроде бы. Попробуйте, разыщите в интернете информацию о простое 28 мая! Ничего не получится. И газеты местные молчат. Это – стиль Лукашенко. Но что скрывается за внешней благодатью? По словам генерального конструктора ОАО «БелАЗ» Александра Николаевича Егорова, в 2016 году предприятие продаст 1800 единиц продукции. Это не только карьерные самосвалы, но и тягачи-эвакуаторы, и фронтальные погрузчики, и самосвалы и прочие машины под маркой МоАЗ. Могилёвский автозавод входит в состав холдинга «БелАЗ» с 2004 года, и сегодня часть МоАЗов даже выпускают не в Могилёве, а в Жодино. Прибавьте к этому железнодорожные вагоны, бетономешалки, электрокары. Или совсем уж экзотические шлаковозы для металлургических предприятий.

 БелАЗ-75602 грузоподъёмностью 320 т оснащён дизелем MTU мощностью 3750 л.с

И всё же для большинства из нас БелАЗ – это карьерные самосвалы-великаны. В лучшие годы, когда разошедшимся по углам союзным республикам грезились радужные виды независимости, БелАЗ выпускал 5,5 тысяч самосвалов. Кое-где всё ещё продолжают грезить. Но точно – не в Жодино. Отрезвление пришло ещё в 1998 году, вслед за ельцинско-кириенковским дефолтом. А дальше – напряжённый труд. Выживание – обновление производства – расширение. Нет былых объёмов. Зато возвели третий цех, где стапельным методом собирают сверхтяжёлую технику. (Интересно, что о необходимости такого цеха говорили ещё в середине 1980-х!) «Общая тенденция – комментирует господин Егоров, - увеличение грузоподъёмности. Сегодня наиболее востребована техника от 100 т и выше».

 БелАЗ-7571 – самый мощный двухосный самосвал в мире, грузоподъёмность 450 т

В этом направлении предприятие начало двигаться ещё во времена СССР.  Технико-экономический анализ, проведённый в начале 1980-х, показал, что наиболее предпочтительной является компоновочная схема с двумя осями. Зарубежные трёхосные машины грузоподъёмностью свыше 200 т показали себя плохо. Двухосные самосвалы компактнее и легче. Однако их постройка сдерживалась отсутствием шин, способных выдержать такую нагрузку. Основной тогдашний заказчик Белорусского автозавода – Министерство угольной промышленности СССР – настаивал, что с 1995 года следует ориентироваться на создание двухосного самосвала грузоподъёмностью до 280 т.  Такой гигант, БелАЗ-75501, с шарнирно-сочленённой рамой, был создан в 1991 году.

А к 2007 году на БелАЗе готовились «взять вес» в 560 тонн. Белорусский проект победил на конкурсе, объявленном одной горнодобывающей компанией из Чили. Однако заказа на постройку карьерника-гиганта так и не поступило.

 Тягач-буксировщик БелАЗ-7430 для карьерных самосвалов создан на базе карьерного самосвала

Устоялось мнение, что БелАЗ – дешёвый самосвал. Это верно лишь отчасти, по отношению к машинам меньшей грузоподъёмности. С техникой покрупнее всё сложнее. В ней велика доля импортных комплектующих. Например, на машины грузоподъёмностью до 220 т идут покрышки производства «Белшина», а на более крупные – исключительно импортная резина. Западные партнёры всё чаще привлекаются на этапе конструирования. Вслед за Cummins свои «сердца» имплантирует белорусским богатырям Liebherr. Работы по электромеханическим трансмиссиям ведут как с российскими КБ, так и с Siemens, причём не германским, а с американским отделением в городе Альфаретта, штат Джорджия. Рекордный по грузоподъёмности БелАЗ-75710 (для книги рекордов Гиннеса он перевёз, пусть и по заводской площадке, и на пределе шин, 503,5 т балласта) сименсовской системой электропривода переменного тока MMT500. В нее входят четыре тяговых электромотора по 1200 кВт каждый, два генератора, три вентилятора обдува, установка вентиляции тормозных резисторов и шкаф управления с двумя инвертерами ELFA. Этот самосвал – настоящий гигант, весит всего на тонну меньше пустого суперлайнера Airbus A380 – 360 т. А перевозит 450 т породы. Высота по козырёк кузова – 8,2 м. Доля западного know-how в нём очень высока. Тут и два 12-цилиндровых дизеля германской MTU по 2298 л.с. каждый, и электромоторы из Нюрнберга, и американские шины Titan размерностью 59x80R63. Наружный диаметр такой шины – 3942 мм, почти как длина хэтчбека Datsun mi-Do.

Сегодня на производстве сверхтяжёлых машин завершают сборку третьего самосвала БелАЗ-75710. Первый уже работает в Кузбассе, второй доработан по результатам испытаний первого и ждёт отгрузки. Интересная особенность этого гиганта – способность перемещаться «крабом», т.е. поворотом обеих осей в одну сторону.

 Новейший аэродромный тягач БелАЗ-74270

Ещё одна новинка – аэродромный тягач БелАЗ-74270. Он способен перемещать воздушные суда со взлётной массой до 600 т. Благодаря продуманной компоновке, габариты тягача не больше, чем у предшествующей машины, которая могла буксировать самолёты массой до 260 т. Тягач получил просторную трёхместную кабину с панорамным остеклением. Положение кабины регулируется по высоте, что позволяет, если потребуется, проходить под фюзеляжем самолёта. Тягач оснащён двигателем DEUTZ  TCD 2015 мощностью 449 л.с. в сочетании с гидромеханической четырёхдиапазонной передачей производства ОАО «БелАЗ». Установлены новые ведущие управляемые мосты  с многодисковыми тормозами в масляной ванне. Тягач может поворачивать тремя способами: только передними колёсами, передними и задними колёсами в противоположные стороны и всеми колёсами в одну сторону – то самое движение «крабом».

Аэродромная техника имеет свою специфику. Например, придаётся большое значение звукоизоляции кабины. В зависимости от веса воздушного судна тягач приходится догружать дополнительным балластом. В каких-то аэропортах предпочитают так называемые безводильные тягачи, у которых отсутствует буксирное дышло-«водило». Такие машины компактнее, и им не требуется балласт, поскольку ведущие колёса нагружаются весом самой передней стойки шасси самолёта. Однако такие машины более требовательны к условиям эксплуатации, сложнее и дороже. БелАЗ традиционно делает более простые и дешёвые аэродромные тягачи.

Выдающийся отечественный дизайнер В.С. Кобылинский оставил автограф на эскизе будущего самосвала БелАЗ, сделанном им… 40 лет назад

Основной козырь производителей импортной техники – надежность и увеличенный пробег до капитального ремонта. В среднем, карьерные БелАЗы ходят по 90 – 100 тысяч, машины конкурентов – по 150 тысяч. Однако как сами самосвалы, так и расходники и запасные части импортного производства втрое, а то и впятеро дороже белазовских. По мере устаревания парка проблемы усугубляются, себестоимость перевозок возрастает. И тут уже начальнику транспортного цеха приходится показывать высший класс: на сколько процентов обновлять парк, использовать только БелАЗы или самосвалы других марок, в какой пропорции, какой грузоподъёмности? Смешанные парки – не редкость в ГОКах.

В этой связи на Белорусском автозаводе вспоминают такую историю: примерно в 1997-98 годах в Кривом Роге, где расположен один из крупнейших заказчиков БелАЗа, Центральный горно-обогатительный комбинат, официальный дилер «Цеппелін Україна» вывесил плакат Caterpillar: «В отличие от БелАЗов мы работаем!» Это вызвало законное возмущение: «Мы же не ругаем Caterpillar! Снимите немедленно!!!»

Белорусский автозавод вписывает в свою летопись строку за строкой. Недавно собрали 100-й самосвал БелАЗ-7558 грузоподъемностью 90 тонн.  Яркое впечатление произвели новые белорусские великаны на дизайнера Валентина Сергеевича Кобылинского, создавшего в далёкие 1960-е годы облик карьерных самосвалов БелАЗ-540, БелАЗ-548, БелАЗ-549 и другой техники, определившей наше представление о марке из Жодино.

Фото: Денис Орлов

Комментарии (0)