Блоги

Каршеринг встает, когда все падает

10.02.2016, 02:15 3801 0 Ассамблея Автомобилистов

Каршеринг — штука модная и вроде как прогрессивная, но приживется ли она у нас в стране? И что будет с таксистами, если каршеринг наберет популярность?

 Поддержка  со стороны московских властей одних воодушевляет, других смущает (слишком много претензий к городским чиновникам в последнее время накопилось). Но как бы там ни было, а февральское появление в столице еще одного оператора Car5, наряду с «Делимобилем», Anytime и YouDrive, сеет надежду на цивилизованный подход и здоровую конкуренцию.

У «Делимобиля» (тот что пользуется поддержкой мэрии) в парке более 300 машин, а у Car5 пока только 50. Общий парк каршеринга в Москве превышает 500 машин. К концу года, если кризис всех не задушит, число автомобилей может увеличится, по разным оценкам, до 1000 штук. В арсенале у операторов прежде всего Hyundai Solaris, есть также Chevrolet Cruze, Volkswagen Polo, BMW 116i и Skoda Rapid. Как правило они раскрашены в такие цвета, что долго искать их на стоянке не придется.

 Сейчас сервис доступен только в рамках Третьего транспортного кольца, но он доступен и сравнительно недорог. 7 рублей за минуту — это, извините, меньше тысячи за два часа пользования. На каком такси вы сможете столько потратить за два часа? Подход к клиентам уважительный и внимательный. Разобраться в том, как пользоваться каршерингом проще простого, об этом масса информации в сети, и если скачать нужное приложение, то пошаговая инструкция много времени не отнимет.

Предусмотрено практически все. Например, если вдруг салон будет чем-то испачкан, его можно сфотографировать и получить компенсацию. Действует несколько режимов, в том числе льготные и экономичные на время стоянки. В случае аварии оператор действует быстро и слаженно, избавляя от массы хлопот (если вы, конечно, не угробили кого-нибудь). Машины хорошо защищены и снабжены всем необходимым, вплоть до зарядки для четвертого «айфона» и других телефонов.

В других российских городах, даже в Петербурге, услуга пока только набирает обороты и полноценного сервиса там еще нет. В городе на Неве сначала появились какие-то службы, смахивающие на совместный студенческий дележ учебниками, а потом почву стали прощупывать более серьезные игроки. К сожалению, должного развития сервис еще не получил. По-видимому, без поддержки региональных властей не обойтись.

Да, никто не спорит, преимуществ хватает, но не стоит думать, что у новомодной фишки все шансы задушить таксистов. Зарубежный опыт показывает — эти два бизнеса могут спокойно сосуществовать. Какой зарубежный? Возьмем, к примеру, сервис в Америке, там, конечно, по-другому чем в России устроены города, но именно в Штатах этот самый каршеринг зародился и работает уже более 10 лет. Например, в Лос-Анджелесе, где расстояния большие, дома преимущественно частные, а такси и общественный транспорт развиты хуже, чем в Нью-Йорке или в Сиэтле, парк каршеринговых автомобилей, по данным Carscoops, составляет около 3 тысяч автомобилей, при этом таксопарк за последние 10 лет остался таким же.

Дело в том, что услуги такси и каршеринга немного разные: такси довозит вас до дома и не обременяет ответственностью за вождение. «Нет, это не «Uber», они нам не конкуренты. Аренда дело совсем другое. Наш клиент останется при нас», - уверен Алексей Реутов, московский таксист с 10-летним стажем.

А вот кому действительно придется потесниться, так это привычным службам по аренде автомобилей. За рубежом эта отрасль услуг сильно сжалась за последние годы и лишь мощный турпоток немного компенсирует убытки: практика показывает, что краткосрочность каршеринга рассчитана, прежде всего, на жителей городов, а не на их гостей.

Что в будущем? Оглядываемся на Запад... и на Восток, потому что в Японии каршеринг растет как на дрожжах. Японские автомобильные гиганты, такие как Toyota заинтересовались сервисом лет пять назад.

И парк увеличивается с каждым годом. Уже говорили про Лос-Анджелес, где в агломерации вместе с пригородами живет 10 млн человек — там 3 тысячи машин в каршеринге. В упомянутых Нью-Йорке, Сиэтле или в Бостоне их еще больше, если считать в расчете на душу населения. 

В Европе каршеринг развивается еще быстрее, чем в Штатах. Сервис очень популярен в Германии, Нидерландах,  Дании, Швейцарии и в Испании. Общий парк каршеринга в Старом свете превышает 250 тысяч машин. Там эти машины не так сильно как в Москве выделяются в потоке, но их действительно много и модельный ряд в той же Германии очень широк.

Откуда такая востребованность? «В больших городах Европы и Америки люди перестали воспринимать автомобиль, как признак статуса или дохода. Но и нуждаться в нем не перестали. Они не хотят тратить время и деньги на то чтобы ухаживать за машиной, обеспечивать ее системой хранения, следить за ее самочувствием. Следующий шаг — беспилотные автомобили», - поясняет Рудольф Райнигер, немецкий аналитик, консультант BMW и урбанист. Российский эксперт, член Ассамблеи автомобилистов Артем Болдырев выражается конкретнее и короче: «Автомобиль — это уже не круто». Увы, но так оно, похоже, и есть, потому что обезличенность современных автомобилей стала нормой, а сверхдорогие тачки теперь интересуют одних лишь нуворишей и поп-звезд (ну и отдельных российских чиновников). Сначала автомобили потеряли девственность, потом любовь, а позже — претензии на индивидуальность. Но что самое важное, они не стали от этого хуже. Наоборот, намного лучше, безопаснее, мощнее, комфортнее и чище. А еще —  дороже. И даже в странах с высокими доходами населения многие предпочитают взять машину на время, а не навсегда.

Но и в нашей России, которая скатывается в затяжной экономический кризис, шансы у каршеринга есть. Причем немалые. Ведь бедность так же как и богатство снижает готовность людей к личному владению машиной. Главное, что может помешать этому сервису у нас — слишком большая активность государства в этой сфере и, особенно, стремление развивать каршеринг за бюджетный счет.  

Комментарии (0)