Блоги

КОЛЯСКА С МОТОРОМ

27.03.2016, 19:49 2954 0 Александр Пикуленко

 

Большинство наших соотечественников помнят этот автомобиль по фильму «Операция Ы». Там СЗА сыграл свою роль не менее блистательно, чем знаменитые актеры. А вот в обычной жизни роль «инвалидки», как именовалось это творение Серпуховского завода в народе, была более печальной. Официальное название «мотоколяска для людей с ограниченными возможностями», неофициальное «мотопротез». Причем, это средство передвижение невозможно было купить, нуждающимся его выдавали бесплатно через органы соцопеки на срок в несколько лет. Правда, чтобы получить вожделенное авто, нужно было отстоять очередь, а по истечении положенного срока вернуть останки машинки обратно в Собес. Продать ее самостоятельно было нельзя. СЗА был вторым поколением мотоколясок, а потому предлагал своим пользователям хоть и минимальное, но все-таки удобство.

Сложно представить сегодня, как инвалид пользовался этой коляской. Начнем с того, что из-за небольших размеров (длина всего 2625 мм, ширина 316 мм, а высота с закрытым тентом 1380 мм) попасть внутрь сложно даже здоровому. А пересесть в  него из инвалидного кресла или с костылей кажется вообще невыполнимой задачей. Тем не менее тысячи советских инвалидов радовались, получая в пользование этот немудренный аппарат. СЗА честно выполнял свои функции с 1958 по 1970 годы, будучи модернизированным всего один раз в 1966-ом.

Так давайте взглянем под неказистую одежку и постараемся оценить технические особенности машины. Сразу скажем, при ее разработке старались использовать как можно более дешевые инженерные решения. Взять хотя бы двигатель, одноцилиндровый двухтактный карбюраторный с воздушным охлаждением объемом 346 кубиков. Такой же ставили на мотоцикл ИЖ-49. Правда, к мотоколяске его пришлось приспосабливать. Он работал на смеси бензина и масла в пропорции 24:1 и располагался в задней части двухместного открытого кузова. Сам же кузов представлял собой пространственный трубчатый каркас, покрытый металлическими панелями незамысловатого дизайна. Спереди – небольшой багажник, а в непогоду можно было накрыться брезентовым верхом. Скобы управления газом и сцепление находились на руле. От них шли тросовые тяги к соответствующим агрегатам. И все было бы ничего, если бы они не рвались или их не заклинивало в самый неподходящий момент. Единственный тормоз – ручной, и только на задние колеса. Рядом рычаг переключения передач и заводная рукоятка, подергав за которую можно было запустить двигатель, если сел аккумулятор. Все это располагалось на полу справа от водителя. Здесь же и рычаг включения реверса, который нужен для движения назад, поскольку четырехступенчатая мотоциклетная коробка заднего хода не имела. Самое удивительное, что это технически простая, хотя и довольно увесистая конструкция (весом почти полтонны) могла разогнаться до 80 км в час. Хотя в документах было указано всего 60. Да и вряд ли кто из инвалидов собирался промчаться с ветерком. Красили СЗА в самые различные цвета, от бежевого до голубого, хотя наличие боковой подштамповки изначально подразумевало двухцветную окраску. Но, как всегда, сэкономили. Колеса были непривычно маленькие 10-ти дюймовые. Фары, бамперы и колпаки колес хромировали, что придавало автомобильчику немного кокетливый вид, не смотря на специфическое предназначение.

До наших дней дожили немногие из этих изделий Серпуховского автозавода. Но машина настолько воплощает свою эпоху, что коллекционеры с охотой реставрируют мотоколяски, с гордостью демонстрируя результат на выставках ретромобилей. 

Комментарии (0)