Блоги

КОРОЛЬ ДИЗАЙНА

10.01.2018, 20:19 357 0 Денис Орлов

Благодаря шеф-дизайнеру корпорации General Motors Харви Эрлу американцы начали отождествлять мечту не только с Голливудом, но и с автомобилем. Голливуд тут непосредственно ни при чем. Отец дизайнера держал в Лос-Анджелесе экипажную фабрику, где кинодивы заказывали кузова своим шикарным Isotta Fraschini и Pierce- Arrow. После уроков юный Харви спешил в отцовскую контору в надежде узреть кого-нибудь из кумиров Великого немого. И однажды, набравшись смелости, показал эскизы новых кузовов Толстяку Арбаклю. И не в шутку, а в серьез, знаменитый комик отвалил за понравившийся эскиз юного дарования неслыханные по тем временам деньги – 28 тысяч долларов. И началось… к автомобилю Томми Минса – первой голливудской мегазвезде – герою вестернов, Харви Эрл приладил ковбойское седло. А однажды в дверях конторы, где уже не командовал отец, к тому времени ушедший из семьи, появился дорого одетый господин совсем не голливудского пошива. И с порога начал: «Мистер Эрл, говорят вы моделируете кузова из пластилина», и не дожидаясь ответа предложил: «согласились бы вы переехать в Детройт и работать на Cadillac?» Важного господина звали Лоуренс Фишер, и он занимал пост президента Cadillac – самого престижного отделения General Motors. Крупнейшим акционером компании был делаверский пороховой король Пьер Самуэль Дюпон Де Немур – потомок благородных Дюпонов до последнего защищавших французскую монархию и чудом избежавших гильотины.

Раздутые в годы Первой Мировой мощности своих заводов Дюпон нацелил на выпуск быстросохнущей пироксилиновой краски. Разноцветие новых эмалей открывало возможности, которыми создателям машин еще предстояло научиться пользоваться. Так в General Motors появился отдел эстетики и цвета – первая в мире студия промышленного дизайна. Ее и возглавил Харви Эрл. На дворе был 1927 год. Детройт и тогда представлял собой довольно мрачное зрелище.  Не Голливуд. Но Эрл упорно не замечал угрюмых лиц вокруг, копоти на окнах и маслянистых луж под ногами. Но ему сложно было преодолеть скептицизм технократов, считавших эскизы стилистов никчемной ерундой. Эрл и не думал, что начинает войну между инженерным и дизайнерским корпусом. Он стал белой вороной, притчей во языцех, выпятил свою нескладную полноватую фигуру, еще больше возвысил свои немалые 1м 95 см. Он надевал на работу розовые сорочки к светло голубым с отливом костюмам. Обожал яркие, кричащие галстуки. Он повелевал не дизайнерами, людьми со вкусом и норовом, а рабами на плантациях Юга. Только вместо хлопковых коробочек был пластилин. К Эрлу подчиненные обращались не иначе как маэстро, а на только что сделанных прототипах Харви разъезжал по окрестностям. Кстати, среди его друзей был Келли Джонсон – главный конструктор Lockheed, и он показал дизайнерам супер истребитель Р38 «Молния». Крылатая машина была настолько секретна, что ближе чем на 10 метров к ней не подпустили. А часть эскизов, которые художники успели нарисовать, уничтожили. Но его стремительные двойные кили открыли миру эру детройтского автомобильного барокко. Кстати, в годы войны в отделе у Харви Эрла появилась первая в мире женщина – дизайнер. Он предвидел, что феминизация обязательно коснется автомобиля.

А затем Эрл придумал Шоу Моторама и превратил автомобили в звезд Бродвея, точнее Пятой Авеню, где находится самая престижная Нью-Йоркская гостиница Уилдорф-Астория, в которой был огромный зал. На подземную станцию гостиницы подавали состав с прототипами. Обычно ее использовали для особо важных гостей, вроде президента Рузвельта. Там имелся грузовой лифт, способный поднять в отель даже 3-х тонный броневик Pierce-Arrow с президентом. Шоу Харви Эрла собирало весь город, потому что сделано было с голливудским размахом. Озвучивал действо Терл Равенкрофт. Его голосом разговаривали персонажи мультфильмов Диснея. Обволакивающим баритоном он задавал тон показу: «Притягательный Eldorado Brougham Town Car от Cadillac и дама в платье от Кристиана Диора из Парижа» и звучала песня «Завтра, завтра сбудутся мечты». А во главе этого грандиозного перформанса был он, Харви Эрл – мистер Дрим Кар.

 

 

 

 

Фото из архива

Комментарии (0)