Блоги

Lada доступнее «Жигулей»

19.04.2016, 14:44 4375 0 Ассамблея Автомобилистов

Lada отмечает 46-летие. Про эти машины написано так много, что и добавить-то особо нечего. Все знают историю марки, все ее обсуждают. Есть горячие поклонники и не менее горячие критики. Чтобы не встревать между ними, лучше просто сравним доступность автомобилей марки Lada тогда и сейчас.

 

По случаю 46-летия этого бренда на АвтоВАЗе сегодня звучат поздравительные речи, проводятся корпоративные мероприятия, даже какие-то соревнования устраиваются. Ну а почему бы и нет? Пусть и не юбилей, но дата солидная. Да и как ни крути, а есть в «Ладе» что-то харизматичное, знаковое. Этот автомобиль у нас как средство самоидентификации: где бы ты ни был, хоть на юге Аргентины, если увидишь «жигули», сразу загорается какая-то внутренняя лампочка — опаньки, и ты здесь! Да, не всех эта лампочка радует, но в том, что она загорается, сомнений нет. 

По случаю ДР воспоминания льются рекой. Мы в эту реку нырять с головой не будем — утонуть можно. Как можно утонуть в нескончаемых спорах о качестве, комфорте и конкуренции. Тем более, что когда присутствует ностальгия, обычные доводы уже не действуют.

Лучше поговорим о доступности автомобилей марки  Lada в разные годы для жителей нашей страны. Понятно, что в Советском Союзе то была не столько  Lada, сколько «Жигули», но советским гражданам был важен в первую очередь автомобиль, а не название.

Приобрести машину могли конечно же не все. В 1971 году «Жигули» (легендарный ВАЗ 2101) продавались по цене 5620 рублей. Если учитывать, что средняя советская зарплата в начале семидесятых не превышала 120 рублей в месяц (данные Пенсионного фонда РФ), то обычному гражданину СССР для покупки вожделенного автомобиля надо было откладывать весь свой заработок не менее четырех с половиной лет. Для сравнения, сегодня LadaVestaстоит 514 тысяч рублей в базовой комплектации, что соответствует шестнадцати среднестатистическим заплатам в России (32 тысячи в месяц, по данным Росстата на начало 2016 года).

Недоступность советских «Жигулей» оставалось стабильной и в 80-е годы. Если цена «копейки» осталась на уровне 5600 рублей, то более «модные» модели (ВАЗ 2103, ВАЗ 2104 и ВАЗ 2105) стоили уже больше 7 тысяч рублей, а ВАЗ 2106 и «семерка» продавались по цене выше 8 тысяч. В 1982 году седан ВАЗ 2106 (рестайлинговая модель ВАЗ 2103) продавалась по цене 9 тысяч рублей. При этом цены, вопреки всем воспоминаниям, год от года понемногу росли и убедиться в этом помогает старая добрая Советская энциклопедия.

Кстати, к середине 80-х средняя зарплата в СССР тоже заметно подросла и перевалила за официальную отметку в 190 рублей (данные за 1984 год от Пенсионного Фонда РФ). Увы, в сумме получалось, что среднестатистическому строителю коммунизма на покупку, например, ВАЗа 2103 (7700 рублей в 1983 году) надо было отдать 40 среднемесячных заработков.

И все равно желающих купить заветные «Жигули» было намного больше, чем выпускалось моделей. Про очереди помнят все. Впрочем, к середине 80-х дольше двух лет в них уже никто не стоял. 

Знаменитую фразу «Чтоб ты жил на одну зарплату» тогда понимали все и все понимали, что автомобиль на зарплату не купишь. Ну и что с того? Люди находили способы. Находят и сейчас.

Что можно сказать в заключении? Ностальгия может кого и греет, да и АвтоВАЗ ругать/любить наши граждане никогда не перестанут, но как ни крути, а нынешние «Лады» и по качеству лучше, и по цене доступнее. Прогресс — он даже и на АвтоВАЗе прогресс.

Комментарии (0)