Блоги

ЛУЦКИЙ ВЕЗДЕХОД

20.09.2016, 15:32 3297 0 Александр Пикуленко

В мире существует не так много внедорожников с большой буквы: Land Rover Defender, Toyota Land Cruiser, Mercedes-Benz G-class, наш УАЗик и советская «Волынь». Сейчас уже стали забывать, что это такое. «Волынь» – это тот самый неказистый аппарат, который мы с вами знаем как ЛуАЗ 969.

Придумали эту машину в середине прошлого века в экспериментальном порыве и от избытка таланта в НАМИ. Тогда, в 1958 году дышалось настолько вольно, что даже инженеры, а талантливые в особенности, стали изобретать массу невероятных изделий, в том числе и автомобилей.

Группа энергичных конструкторов НАМИ с чистого листа изобрела сверхмалый легковой автомобиль. Понятия «внедорожник» тогда еще не было. Просто был сделан автомобиль с несущим основанием и пластиковым кузовом. Передний привод был постоянным, а задний подключаемым, что по тем временам уже нельзя было считать вредительством, а было признано революционным решением. Назвали машину «Огонек». Двигатель взяли оппозитный от мотоцикла Урал. Чтобы увеличить дорожный просвет, поставили колесные редукторы. В результате клиренс составил 300 мм. Подвеску сделали торсионной, а заодно поставили блокировку заднего дифференциала. Не забывайте, все это происходило в 1958 году!

Конструкция получилась настолько удачной и дальновидной, что без особых изменений, за исключением двигателя и дизайна, дожила до современного УАЗа.

В 1961 году на ВДНХ стране была показана следующая разновидность этого внедорожника с очень смелым обликом, новым мотором от ЗАЗ 965 под все объясняющим именем «Целина». Ее тут же передали в Запорожье, где еще раз слегка переделали внешность и назвали ЗАЗ 969. Но на конвейере легкому внедорожнику места не нашлось и производство передали на Луцкий машиностроительный завод, который до этого делал рефрижераторы. Вместе с легковым автомобилем приняли секретную программу производства плавающего транспортера переднего края под маркой ЗАЗ 967. А маленький внедорожник получил название «Волынь». Ему традиционно переделали внешность, на этот раз максимально упростив под имеющиеся у завода технологии, у которого со штамповочным оборудованием, прямо скажем, было небогато.

В 1967 году «Волынь» наконец-то стала на конвейер. Но сделать задний мост оказалось настолько сложно, что два года подряд автомобиль был только переднеприводным. Таким образом «Волынь» невольно стала первым советским переднеприводным автомобилем. Но потом нашелся нормальный задний мост. И до 1979 года «Волынь» неплохо выпускалась в Луцке, опять осовремененная внешне, вернувшая облик к самому удачному варианту 60-х годов. Машина стала, может быть не такой удобной, но оптимально симпатичной. А когда в Запорожье приключилась «Таврия», у ЛуАЗа была заменена самая неудачная деталь – двигатель.

А перед развалом Советского Союза была попытка создать современную модель. Потом это оказалось никому не нужно. Но некоторое количество Волынянок до сих пор находится в руках верных ценителей и коллекционеров. И совсем уж потрясающий эпизод, о котором писали американские газеты, как, не получив допуск к движению на американских дорогах, «Волыни» использовали в одном из национальный парков для перевозки посетителей.

Комментарии (0)