Блоги

МОСКВИЧ-ЦЕЛИННИК

02.05.2017, 11:23 1561 0 Александр Пикуленко

 

Освоение целинных земель – один из самых гигантских проектов советской страны и первый, пришедшийся на период оттепели. Распахав миллионы гектаров земли, покорители столкнулись с отсутствием средств передвижения на немалые расстояния. И тогда Никита Сергеевич Хрущев решил вопрос в свойственной тому времени манере. Был отдан приказ, и на Горьковском автозаводе под руководством главного конструктора Липгарта в кратчайшие сроки разработали два автомобиля повышенной проходимости: ГАЗ М72 и ГАЗ М73. Первую модель освоили прямо на месте, а вот вторую решили передать на Московский завод малолитражных автомобилей. Была создана рабочая группа, руководить которой поручили сыну Липгарта Ростиславу. Сроки установили такие, что времени хватило только на перекомпоновку узлов опытного ГАЗ М73 в кузов «Москвич 402». У машины под индексом 410 появилась передняя зависимая рессорная подвеска с рулевым механизмом от «Победы», раздаточная коробка, усиленное днище кузова и новая резина с рисунком типа «елочка».

Все проектные работы, постройка опытных образцов с последующей доводкой заняли совсем немного времени. Хрущев торопил. И на майской демонстрации 1957 года заводскую колонну возглавил новый вездеход. Хотя, честно говоря, машина была еще сыровата. Мотор 402 1220 куб. см 35 л.с. оказался маломощным для полноприводного автомобиля, особенно в условиях бездорожья. В местах крепления раздатки трескалось днище, резиновый шарнир, соединяющий коробку с раздаткой, отчаянно вибрировал. Поэтому в ходе производства автомобиль постоянно модернизировали.

Через год появился новый мотор модели 407 1358 куб.см 45 л.с., а потом и четырехступенчатая КПП. Такой автомобиль с индексом 410Н стал приличнее. Хотя те, кто им пользовался, все равно были в восторге. С дорожным просветом 220 мм он преодолевал на сухом грунте подъем в 30 градусов и даже разгонялся до 100 км в час. Вокруг завода забегали «толкачи». Особенно среди них ценились наряды на автомобиль с кузовом универсал модели 411. Он был не только комфортабельным вездеходом, но и мог вести 5 человек с приличным грузом в теплом кузове. В экспериментальном цехе сделали и один фургон модели 431, но он так и остался опытным образцом, не смотря на отчаянные просьбы потребителей запустить его в серию. Часть этих вездеходов попала и в частные руки. Автомобили выпускали до 1962 года, а общий тираж составил 12 тысяч машин.

Но стать популярным вездеход так и не смог. Настоящее бездорожье быстро приводило его в нерабочее состояние. А привычное в СССР отсутствие запчастей не позволяло быстро их ремонтировать. Водители даже писали письма на завод с вопросом, как переделать вездеход в обычный автомобиль. Тем более, что еще одним недостатком, с которым не удалось побороться, была склонность к опрокидыванию. Уж очень центр тяжести был поднят высоко. После того, как выпускать Москвичи-вездеходы прекратили, основную массу государственные автохозяйства списали. Некоторых из них удалось купить частным лицам, и только единицы дожили до наших дней, которые радуют знатоков на смотрах Автостарины. А у автомобильных историков всегда есть повод поспорить, были ли именно эти автомобили первыми кроссоверами.

Однако экспериментальные работы над вездеходами имели свое продолжение. В 1959 году зам.главного конструктора МЗМА Игорь Александрович Гладилин предложил на базе модели 410 создать автомобиль для советской армии. Он должен был стать основной моделью завода на случай «обострения международной обстановки». Военные выразили большую заинтересованность. И началась активная работа над рамным внедорожником с понижающей передачей и рессорной подвеской. За несколько лет построили пару десятков опытных образцов «Москвич 415» с открытым кузовом и «Москвич 416» с закрытым. Машины прошли государственные испытания и были рекомендованы к производству. Но не сложилось. И к теме внедорожников завод, теперь уже АЗЛК, вернулся только в брежневские 70-е. Но и времена, и люди были уже не те. Наследники достали из сарая старый «Москвич 416», заменили мотор на модель 412, слегка осовременили внешний вид, и на этом все закончилось. К тому времени на ВАЗе сделали «Ниву», а московский вездеход стал экспонатом музея, где, к нашему счастью, до сих пор и находится.

Комментарии (0)