Блоги

МОСКВИЧ – РАБОТЯГА

25.07.2016, 12:57 3115 0 Александр Пикуленко

В послевоенные годы Московский завод малолитражных автомобилей был сориентирован на производство доступных легковых машин. Но как только наладили выпуск Москвич 400, в девичестве Opel Kadet К 38, в Наркомат автомобильной промышленности обратились связисты. А вскоре пришел запрос из Наркомата мясной и молочной промышленности. Обоим ведомствам понадобился небольшой фургон для перевозки мелких партий грузов в городской черте. До войны никому бы и в голову не пришло обращаться с такими просьбами, обошлись бы грузовиком ГАЗ АА да и все, а теперь это казалось очень логичным и современным.

Автомобилисты пошли навстречу. Было утверждено техзадание, и ЗМА была дана команда: «Сделать!». Меньше чем за год был готов легковой автомобиль с деревянным кузовом типа фургон, получивший индекс Москвич 422. Любую машину для победившей страны в то время утверждал лично Сталин. Весной 1948 года на смотрины в Кремль прибыла целая партия разных автомобилей, среди которых бесспорно выделялся полудеревянный Москвич с дерматиновой крышей.

 Вождю он понравился и получил путевку в жизнь, хотя производство фургона ставило перед заводскими инженерами целый ряд нетипичных задач. Ведь им, если и приходилось иметь дело с деревом, то только для деталей внутренней отделки. Следовательно возникала проблема, где и как наладить изготовление деревянных комплектующих. Но поскольку совсем недавно Наркомат автомобильной промышленности был Наркоматом среднего машиностроения и занимался производством танков и самолетов, партнера для автомобильного завода нашли очень быстро.  Это был первый опыт конверсии в СССР. На Авиационном заводе имени Хруничева в Филях еще с военных времен остался запас дерева и фанеры. Да и специалисты тоже были. Поэтому никакого столярного цеха на Остаповском шоссе создавать не стали. Готовые москвичевские шасси своим ходом перегонялись в Фили, где на них устанавливали заднюю часть кузова и передние двери из хорошо высушенных березовых брусков с филенками и бакелитезированной фанеры. Крыша обшивалась дерматином, который крепился к деревянному каркасу бесчисленным множеством обойных гвоздиков. Хотя и рабочим авиационного завода приходилось много возиться с деревом. Требовалось подбирать материал по фактуре и без сучков, да еще подгонять его по месту. Особенно тяжело давалась полукруглая окантовка заднего крыла.

Это модель пользовалась огромным спросом. Толкачи со всех сторон Советского союза неделями ждали возможности получить столь необходимую в хозяйстве машину. На конвейере этот редкий для советского автопрома автомобиль простоял до 1956 года. А его преемник - цельнометаллический Москвич 430 появился только в в 1963 году.

В наши дни 422-й смотрится еще более привлекательно, чем во времена своей молодости. Прежде всего отметим гордый профиль капота с красным флажком, заменившим опелевское «веретено», большие колеса посадочным диаметром 16 дюймов и несвойственное автомобилю потрясающее ощущение живого дерева. Сзади ровный деревянный пол с отсеком для запаски под ним и распашная двустворчатая дверь. Хотя, чтобы добраться до дальнего угла кузова вместе с грузом, придется попотеть.

Двигатель у Москвича очень маленький и по размеру, и по мощности, в нем всего-то 1074 куб.см объема и 26 л.с. Работал он на бензине А66, а для смазки его вполне устраивал «Автол». Разгоняется фургончик до 80 км в час, правда, требуется ему для этого разбега почти минута. Внутри салона много места занимает большой и тонкий руль, под ним изящный рычажок трехступенчатой коробки передач. В центре два больших белых прибора, а справа и слева от них вместительные бардачки. Напольные педали удивляют, а отсутствие печки заставляет вспомнить слышанную где-то рекомендацию иметь с собой в зимнее время мешочек с солью от запотевания лобового стекла.

Как можно ездить в Москвиче в зимней одежде не понятно. Тесно в кабине невероятно, и с обзором беда. Боковых зеркал нет, а во внутреннее мало что разглядишь. Зато даже сегодня Москвич 422, тихо пофыркивая моторчиком и хрустя передачами, способен неторопливо ехать и до сих пор в состоянии доставить к месту назначения положенные ему 200 кг груза.

Комментарии (0)