Блоги

Музей «Фонда Пьера Жинанда»

02.10.2023, 13:29 12677 0 Александр Пикуленко

Поезд огибает озеро Ле-Ман. Позади Женева, Лозанна, Монтрё. Рельсы уводят в горы к верховьям Роны. Сквозь утреннюю мглу проступает Монблан. Еще немного, и мы в швейцарском городке Мартиньи у подножья знаменитого перевела Сан-Бернар. Здесь расположился, пожалуй, один из самых необычных автомобильных музеев «Foundation Pierre Giananda».

Тут собрана отменная подборка старинных автомобилей, окруженных античной скульптурой, картинами импрессионистов и авангардистов. А вообще-то Мартиньи, крохотный даже по швейцарским меркам городок. Всего 14 тысяч жителей. Что здесь неравнодушны к прекрасному, понимаешь с первых шагов. Скульптуры украшают площади и парки. Повсюду афиши известных деятелей искусств. В Мартиньи заезжали «Виртуозы Москвы» во главе с Владимиром Спиваковым, выступал Мстислав Растропович. Местные жители знакомы с шедеврами Третьяковской галереи и Эрмитажа. И за все это надо благодарить «Foundation Giananda».

Примечательно, когда Леонар Жинанда готовил фундамент для выставочного центра в память о безвременно погибшем брате, обнаружились развалины кельтского замка, самого древнего из известных в Швейцарии. Город в античные времена, носивший название Октодурус, упоминается еще в записках Юлия Цезаря. Но и другие завоеватели до Наполеона включительно не обделяли его своим вниманием, поскольку он лежал на пути из Италии в остальную Европу.

В 1977 году в мэрии Мартиньи был представлен доклад о будущем фонде. Удалось собрать три миллиона швейцарских франков. 19 ноября 1978 года в день рождения Пьера его брат официально открыл здание своего фонда. Сезанн, Ван-Гог, Пикассо, - и все это в глухой швейцарской провинции.

В 1981 году здесь появились автомобили. Сегодня их в музее около пятидесяти. Крупных жемчужин в ожерелье Мартиньи несколько.

Но начать хочется с автомобиля, имеющего прямое касательство к России. Это «Deiaunay-Beiieville» Тype-06, который был заказан для Государя Императора Николая Второго. Машины этой марки считались лучшими в царском гараже. Кстати, завод фирмы с 1904 по 1950 год располагался в пригороде Парижа Сен-Дени. Компания дорожила высочайшим заказчиком и выполняла все указания царского стременного, личного шофера самодержца всероссийского князя Владимира Николаевича Орлова. И даже выпустила особую модель SMT, что с французского переводилось как «Его величество царь».

Давайте заглянем через высокий с контрастной «цировкой» борт кузова «торпедо» работы парижского закройщика Поля Вамера. Приборная панель богато оборудована. Запуск двигателя осуществлялся поворотом рычага-клювика на кондукторе магнето. У этой машины нет даже гнезда для пусковой рукоятки. И он был весьма быстр, этот «Deiaunay-Beiieville». Разгонялся до 115 километров в час. Да и тормоза у него на всех колесах, что редкость для того времени. Шестицилиндровый восьмилитровый двигатель автомобиля оборудовали карбюратором системы Клоделя, который инженер Кузнецов в своем известном «Курсе автомобилизма» выделял, как и удачные конструкции Адлера Грувеля и Арканбурга, а также менее успешные карбюраторы Крепса, Лонгемара, Рено и Шоблера. Хотя все они так или иначе решали задачу приготовления бензо-воздушной смеси оптимального состава.

Но Клодель в этом направлении пошел дальше всех. Для приготовления смеси он использовал цилиндрический кран-регулятор, поворотом которого подбиралось нужное соотношение бензина и воздуха. В этом карбюраторе еще и осуществлялся предварительный подогрев бензина, что заметно улучшало смешивание его с воздухом.

А еще у «Deiaunay-Beiieville» Тype-06 было двойное зажигание (это считалось приметой классных машин), и высоковольтное магнето, то есть магнито-электрическая машина, вырабатывающая ток для производства искры.

Конечно, на ней видна эмблема «Bosch». Эта фирма в то время была абсолютным монополистом в автоэлектрическом деле. А благодаря двум распределителям типа трамблёр, можно было подавать ток как на одну серию свечей, так и на обе.

Кстати, именно на двигателях «Deiaunay-Beiieville» впервые применили циркуляционную смазку. Масло подавалось под давлением, создаваемым поршневым насосом с приводом от коленчатого вала. А чтобы плавно тронуться с места, потребовалось сконструировать многодисковое сцепление.

Все модели этой фирмы отличались бочкообразным капотом с круглым радиатором. Бочка потому, что «Deiaunay-Beiieville» славилась своими паровозными котлами. По этим выдающимся деталям подданные без ошибки узнавали царский экипаж. А позднее, после революции – пролетарии автомобиль Троцкого. Лев Давыдович не преминул пересесть в царскую машину.

Жаль только, что на последующих моделях фирма «Deiaunay-Beiieville» отошла от такого узнаваемого образа.

Сегодня, если бы кто-то собрался ставить этот «Deiaunay-Beiieville» на учет в ГИБДД, явно бы напросился на взятку. Номер шасси пробит на табличке нечетко, номер двигателя удалось установить только методом рентгеноскопии. Он вписан на табличке как 6575 V. И это все подтверждает, что история про монарший автомобиль не выдумана. Машину заказали, оплатили, потом дополнительно прописали о необходимости окрасить в глухой защитный цвет. Но грянула революция. Смущает только неточность в пояснительной табличке. Там сказано, что заказ отменили в октябре 1917 года, но Николая Второго свергли в феврале.

И что интересно, раз машину оплатили, может быть стоит потребовать ее вернуть.

Еще один потрясающий автомобиль – это «Turicum». Именно так по-латыни называется всем нам известный Цюрих. Машин марки «Тuricum» в музее две: 1910 и 1911 годов. Мощность четырехцилиндрового двухлитрового двигателя составляла весьма неплохие для своего времени 18 л.с. Однако фрикционная трансмиссия была малоэффективна, да и передача на ведущие колеса осуществлялась цепью.

Компания инженера Мартина Фишера с 1904 по 1918 годы выпустила около тысячи таких машин.

Есть в этом собрании и старейший швейцарский автомобиль «Мartini» 1903 года выпуска. Эмблема с ружьем недвусмысленно указывает на специализацию фирмы. И это полностью соответствует истине. Ее основал в 1860 году оружейник Фридрих де Мартини. Первая машины была построена в 1897 году. Но конструкция была откровенно неудачной. И, помучавшись с ее доводкой несколько лет, в 1903 году бросили эти попытки и приобрели лицензию на производство французских машин «Rochet-Schneider». Автомобиль, стоящий в музее, единственный, доживший до наших времен.

Зато судя по описанию «Мartini» широко экспортировался по всему миру. Во всяком случае, когда начали реставрацию, одну из машин нашли в Уругвае, а другую в Новой Зеландии.

Среди швейцарских автомобилей наиболее известны машины марки «Pic-Pic». Это название происходит от начальных букв фамилий инженеров Поля Пикара и Люсьена Пиктэ, которых в 1904 году пригласили на женевский завод «SAG» поставить в производство автомобиль, сконструированный знаменитым Марком Биркитом. Именно поэтому первые автомобили «Pic-Pic» так похожи на «Hispano-Suiza».

Отражен в экспозиции и короткий взлёт машин «Sigma», несших в эмблеме соответствующую букву греческого алфавита. Название является аббревиатурой от промышленного женевского машиностроительного и автомобильного объединения. Оно просуществовало с 1909 по 1914 годы, успев за это время выпустить 250 машин, и при этом добыть несколько громких спортивных побед.

Ну а самый старый автомобиль в музее сенбернаров, это «Benz Comfortable» 1897 года. Авторитетнейший раритет не сразу заметишь. Зато под скамейкой водителя лежит современный огнетушитель. Интересно, где прячутся аптечка и знак аварийной остановки. Да и кузов у «Benz» необычен, заказной, сделанный в лондонской мастерской «Hewetson».

Не менее примечателен и американский «Brush» 1907 года. Один из двух уцелевших. Другой был в коллекции Уильяма Хара. Алан Браш подошел к делу по-плотницки. Автомобиль получил деревянную раму, оси и колеса. Интересно, что в качестве упругих элементов использованы не рессоры, а цилиндрические пружины. Но шансов против «Ford-Т», который вышел годом позже, у него не было. И Фирма Браша закрылась в 1913 году.

«Foundation Giananda» по справедливости гордится подборкой классных машин «серебряного века» - короткого периода затишья между Первой мировой войной и Великой депрессией. Более поздние машины внимания управляющих Фондом не привлекли.

Материал создан в содружестве с Д. Орловым.

Фото предоставлено «Foundation Giananda»

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)