Блоги

Немецкий ADAC теряет репутацию и уважение

16.05.2016, 17:17 24570 0 Ассамблея Автомобилистов

Похоже, знаменитому немецкому клубу  ADAC скоро придется распрощаться и со своим авторитетом, который еще недавно казался непререкаемым, и со своими многочисленными членами — простыми автомобилистами. Число подписчиков у организации стремительно снижается, а количество претензий и прямых обвинений растет.

Все началось в январе 2016 года, когда впервые прозвучали обвинения в подтасовке результатов опросов. Дело в том, что каждый год автомобильный клуб проводит опрос, с целью выявить самую популярную легковую автомашину в Германии. Приз называется «Gelber Engel», то есть «Желтый ангел». Желтый он потому, что все ремонтные автомашины ADAC окрашены в желтый цвет. В 2016 году «Желтого ангела» получил VolkswagenGolf . В журнале Motorwelt (принадлежит ADAC) указывалось, что за Golf проголосовали 34 тысячи человек. Но журналисты газеты Süddeutsche Zeitung получили документы, из которых следовало, что голосов было ровно в 10 раз меньше. И началось! Разгорелся самый настоящий скандал. А последние публикации в СМИ свидетельствуют, что скандал этот отнюдь не исчерпан.

ADAC действительно увеличил количество опрошенных. Немцы взволновались. 20 января на сайте газеты Frankfurter Rundschau, обозреватель с очень странной фамилией Тимо Сцент-Иваный (Timot Szent-Ivanyi) написал: «Казалось бы, что тут такого? Но речь об издании, тираж которого выше, чем у всех немецких журналов. Каждый месяц АDAC печатал и распространял среди своих членов 14 миллионов экземпляров Motorwelt, журнал попадал почти в каждый третий почтовый ящик в ФРГ. Это означает огромное влияние, в том числе и политическое».

Посыпались вопросы, гневные комментарии, выступления по телевидению и в сети. Оказалось, что ADAC уже давно у многих в Германии вызывает сомнения. Причем не только у рядовых немцев, но и у экспертов.

Дело в том, что автомобильный клуб сконсолидировал вокруг себя огромную экономическую власть. И эта власть начала немцев смущать. « ADAC оказывает помощь при поломках на дороге, выступает в качестве авиационной спасательной службы, предлагает страховки, междугородние автобусные перевозки, является туроператором, издательством, занимается арендой автомобилей, предлагает контракты с мобильными операторами, кредитные карты - одним словом, организация присутствует во всех сферах жизни. И никто ее толком не контролирует», - возмутился Тимо Сцент-Иваный.

Свои весомые пять копеек добавил другой авторитетный обозреватель Клаус Хилленбранд (Klaus Hillenbrand). В Tageszeitung он написал:«Манипуляция с количеством участников опроса сама по себе могла бы остаться незамеченной. Если вы не фанат автомобилей и не поклонник какой-либо одной марки, вам, скорее всего, должно быть все равно, кто получил премию - Volkswagen, BMW или Mercedes. Но тех, кто интересуется проблемами власти и манипуляции, эти сфальсифированные результаты опроса должны взволновать».

Помимо этих двоих, Тимо Сцент-Иваный и Клаус Хилленбранд, о недоверии к  ADAC высказались многие. И продолжают высказываться.

Отношения с любым поставщиком услуг строятся, прежде всего, на доверии. Долгое время клубу ADAC удавалось поддерживать репутацию хорошего друга, который всегда придет на помощь в случае аварии, чтобы отчаявшиеся из-за поломки на дороге мамы и папы вновь почувствовали себя счастливыми.

Но этот образ - всего лишь иллюзия. Немецкие эксперты один за другим пишут, что ADAC - это предприятие с непрозрачной структурой, на котором работают тысячи сотрудников, и информация о внутренней жизни этого предприятия едва ли просачивается наружу. По словам Клауса Хилленбранда, консорциум фактически установил монополию на формирование общественного мнения автовладельцев и в то же время мухлюет с поставщиками.

Сегодня ADAC насчитывает в своих рядах без малого 19 миллионов членов. ADAC — это Общегерманский автомобильный клуб, самая большая общественная организация в Германии. И для большинства членов автомобильный клуб — это, прежде всего, помощь при поломках и авариях. Но стоит оговориться: за последний месяц клуб покинуло более одного миллиона человек. И количество автомобилистов отказывающихся от членства в ADAC растет.

Надо отдать должное руководству ADAC — оно не стало отмахиваться и публично покаялось в подтасовках. Тут же нашелся и виновник - глава отдела по связям с общественностью и главный редактор журнала ADAC Motorwelt Михаэль Рамштеттер (Michael Ramstetter). Он подал в отставку. Правда, перед уходом успел заверить, что подтасовал только число голосов, а выиграл действительно Volkswagen Golf.

Но доверия уже нет.

Президент ADAC Петер Майер (Peter Meyer) и председатель правления клуба Карл Обермайр (Karl Obermeir) заявили, что ни сном, ни духом не ведали о «невероятно наглых» манипуляциях с цифрами. Они пообещали досконально разобраться, как такое могло случиться, и признали, что репутации ADAC нанесен серьезный урон.

А ведь ADAC позиционирует себя не только как надежный помощник при поломках и авариях, но еще и как защитник интересов автомобилистов, их лоббист. Но немецкие автомобилисты сейчас спрашивают: можно ли верить тестам новых автомобилей, которые проводит ADAC? Особенно таблице надежности?  Ведь по ней многие и делали выбор при покупке новой или подержанной машины. И что это за организация такая, где правая рука не ведает, что вытворяет левая?

Как не крути, а клуб ADAC — организация серьезная и солидная. ADAC был учрежден еще в далеком 1903 году как «Немецкое объединение мотоциклистов», а свое нынешнее название получил в 1911 году. Однако солидность со временем превратила клуб в огромный разветвленный концерн. ADAC сегодня - это страховая и финансовая компания, издательство и туроператор, это фирма проката автомобилей и предприятие перевозки пассажиров междугородними автобусами.

Все эти коммерческие дочерние предприятия собраны под крышей ADAC и выигрывали до сих пор за счет доброй репутации автомобильного клуба. В прошлом году оборот этих коммерческих предприятий превысил 1 миллиард евро, прибыль составила от 50 до 60 миллионов. Число сотрудников ADAC достигло 8600 человек. Даже журнал для членов клуба, который раньше действительно рассказывал о мире моторов, сегодня на добрых 60-70 процентов состоит из рекламы и коммерческих предложений.

Да, проблем в ADAC много и, по мнению профессора Института автомобильной промышленности в Штутгарте Вилли Дица (Willi Diez), возникли они как раз из-за наличия сложных коммерческих структур в составе клуба.  Вилли Диц, как и многие другие эксперты, требует ввести контроль со стороны внешних экспертов.

А профессор Университета Дуйсбург-Эссен Фердинанд Дуденхёффер (Ferdinand Dudenhцffer) считает, что косметический ремонт уже не поможет, и предлагает отделить все коммерческие предприятия от автомобильного клуба. Дуденхёффер призывает тщательно проверить все остальные тесты ADAC. Ведь клуб имеет огромное влияние. Положительные отзывы о какой-либо модели тут же повышают спрос на нее, отрицательные могут означать провал на немецком рынке.

А тут еще всплыла история 2005 года. Тогда французский концерн Renault впервые представил свою модель Dacia Logan - чрезвычайно дешевый автомобиль румынского производства. Тогда газета Frankfurter Allgemeine Zeitung сообщала, что тест автомобиля был подтасован. Испытатели ADAC, если верить газете, повредили шины автомобиля, поставили запаску и вгоняли машину в рискованные виражи, пока она не перевернулась. ADAC тогда вынужден был признать «ошибки» при проведении теста. Правда, на успех бюджетного автомобиля на немецком рынке все это не повлияло.

Все к одному, а недавние публикации в немецких СМИ свидетельствуют о том, что проблемы ADAC только начинаются. В конце мая ряд общественных организаций и частных лиц собираются подать на автомобильный клуб в суд. Сейчас идут напряженные переговоры с потенциальными истцами. Если скандал получит развитие, ADAC может вовсе прекратить свое существование.  Самое страшное, что может, по мнению некоторых немецких СМИ, случиться с клубом — это претензии крупных автомобильных концернов. Если автогиганты выскажут свои требования в ультимативной форме и попросту подадут в суд, ADAC точно не выживет. С другой стороны, автоконцерны могут проявить осторожность, так как иски к общественной организации — это палка о двух концах.  

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)