Блоги

Путешествие по Москве. 1920 - 1930 годы

03.01.2017, 18:03 1743 0 Ассамблея Автомобилистов

 

Заканчивались 20-е, начинались 30-е. Какой была наша столица в это время? Громадным городом со следами, казалось бы, бесконечной разрухи. Основным средством передвижения для простых москвичей был трамвай, на «колбасе» которого путешествовали беспризорники. Остатки былой интеллигенции, те порой и на извозчиках. Хотя и их стало мало. Лошадей-то реквизировали, а оставшихся съели в голодные годы. Правительственные чиновники, военные начальники и люди из ГПУ проносились по пустынным улицам на немногочисленных оставшихся с царских времен автомобилях.

Заправиться бензином было сложно, колонок еще не было. Только на нефтескладах или из бочки в гараже.

 

Но жизнь шла. И вот покатился по улицам, покрытым снегом, но без всякого новогоднего убранства, угловатый автобус Leyland. Темно-красный низ, желтый верх, вдоль крыши световой фонарь с матовыми стеклышками. Шофер и кондуктор в фирменных фуражках. Все это олицетворяло приход новой эры.

И вот автобус натужно карабкается на подъем по Тверской. Водитель сидит справа – автобус-то английский. За окнами оштукатуренные желтым двух- и трехэтажные домики с обязательными подворотнями. Недружелюбная булыжная мостовая. И, конечно, последняя столичная новинка – остановки. На остановке знак – столбик с макетом того же Лейланда. В его бортах прорези. Они образуют слово «остановка», подсвеченное изнутри лампочкой.

           

Конечно, НЭП изменил лицо столицы. Стало больше автомобилей, невероятно разномастных. И народа на улицах стало больше. А кое-где даже можно было увидеть семафоры, как на железной дороге. Светофоров еще не было. Тесновато было в Москве на ее узких кривых улицах кольцевой планировки. Хотя имели они свою прелесть и создавали, как теперь говорят, неповторимый имидж города.

Автомобиль неумолимо вторгался в его жизнь. И уже стало ясно, что без него Москве не жить. Автомобили, троллейбусы и трамваи скоро заставят перепланировать бывшую первопрестольную и превратить ее в удивительный коктейль старины, модернизма и архитектурной эклектики.

Наш город год от года прирастал автомобилями. И, что отрадно, на его улицах уже можно было высмотреть из окошка автобуса отечественные АМО, ЯГ и даже легковушку НАМИ. Хотя они еще тонули в сонме машин, сейчас уже забытых, автомобильных марок Overland, NAG, Komnik, Isotta Fraschini. Но их появление было симптоматичным. 

Комментарии (0)