Блоги

Новый способ менять машины как перчатки

03.04.2017, 14:16 1330 0 Ассамблея Автомобилистов

В США набирает обороты совершенно новый способ пользования автомобилями, при котором покупать отдельную машину в кредит или за полную цену сразу не имеет смысла. По сути речь идет об аренде, но не одного автомобиля, а сразу нескольких, и все по фиксированной абонентской плате. Например, в феврале почти 5 тысяч человек подписались на дебютный проект Book of Cadillac, который позволяет водителям менять автомобили по своему усмотрению. Поясним.

Абонентская плата за автомобиль

Абонентская плата по единственному пока тарифу составляет 1500 долларов в месяц. Вы платите эти деньги и в течение месяца можете пользоваться моделями премиум-класса от Cadillac. Например, вы берете по будням Cadillac CTS для того, чтобы ездить на работу в офис, а на выходные меняете его на Escalade ESV для комфортной прогулки за город. Программа подразумевает различное количество обменов в течение месяца и года. Можно сменить 18 машин в год.

Директор по бизнес продвижению Cadillac Эндрю Липман уверен в перспективности Book of Cadillac: «Есть потенциал для глобальной экспансии, - уверен он. - В нашем распоряжении масса способов расширить эту услугу. Но мы для начала хотим как следует протестировать и усовершенствовать программу здесь, в Нью-Йорке».

Но это все премиум-класс, Cadillac, а 1500 долларов в месяц себе может позволить не каждый  даже в Америке. Совсем скоро будет открыта подписка GM на более популярную линейку Chevrolet. Она носит название Maven Reserve и уже тоже тестируется. Пока услуга позволяет водителям в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско арендовать Chevy Tahoe или Volt в течение 28 дней за фиксированную ежемесячную плату. Обе программы внешне похожи на лизинг, но стоят дороже, покрывают расходы на обслуживание и страховку и приносят дополнительные преимущества, такие как система обмена информацией и предложение Maven стоимостью 100 долларов на топливо и выделенное место для парковки.

От обычного лизинга и аренды подобная форма пользования отличается возможностью чаще менять автомобили. По большому счету, при активной эксплуатации где-то за три-пять лет вы заплатите всю стоимость автомобиля. Но вам не надо хранить его, не надо платить за него налоги, то есть вы наслаждаетесь машиной, не привыкая к ней — пользование без любви. Настоящий автомобилист такого не приемлет? В GM считают, что подобные сантименты лишают людей настоящего, правильного отношения к технике и не дают постичь все богатство меняющегося автомира.

Не все так гладко

Есть у сторонников нового формата автопотребления еще один весомый аргумент, который подкрепляется пугающими доводами экономистов. Все чаще раздаются голоса о надувающемся автокредитном пузыре, сильно напоминающем пузырь ипотечный, из-за которого случился знаменитый финансовый кризис 2008 года. Долговая нагрузка даже под супер-низкий американский процент создает угрозу необеспеченности финансовых обязательств. Недавно агентство Bloomberg опубликовало серию статей о надвигающихся проблемах безостановочного кредитования. Помимо общеэкономических рисков, есть еще и психологические: люди, обремененные кредитными обязательствами, испытывают постоянный прессинг, чаще впадают в депрессию, не чувствуют себя свободными, попросту не могут расслабиться. Закредитованность снижает еще и мобильность населения: получается, что автомобили, которые всегда считались символом свободы перемещения, эту самую свободу отнимают, потому что куплены в кредит.   

Старший научный сотрудник Texas A & M Джоанна Змад полагает, что из-за меняющихся форм собственности и потребления (каршеринг, карпуллинг и прочие радости), автомобильные компании вынуждены искать новые формы работы с потребителями. В конечном счете, считает Джоанна Змад, от программ типа Maven Reserve выиграют все, но произойдет это не сразу. Дело в том, что пока еще рынок подобных услуг не сильно развит и цены откровенно высокие. Даже Maven Reserve, ориентированный на водителей Chevy, стоит более 1100 долларов в месяц. С таким подходом рассчитывать на широкий рынок GM конечно же не может, только богатые мегаполисы, типа Нью-Йорка, воспримут с охотой новый вид услуг. При этом в NY широко развивается тот же каршеринг, а Uber там вообще стал повсеместным. По информации Wall Street Journal, BMW уже отложила внедрение аналогичных Maven Reserve проектов в Германии и США.

И все же конкурентов у GM на новой ниве хватает. Car2Go, в Нью-Йорке, Портленде и Остине, недавно расширил свой парк автомобилей Smart, включив более крупные седаны Mercedes-Benz и внедорожники. Их можно арендовать на ежедневной, ежечасной и поминутной ставках. Для коротких поездок по городу цены Car2Go даже более актуальны, чем у сервиса Uber или Lyft.

Синклер Эддингтон из Калифорнийского технологического университета считает, что изменение привычных представлений в отношении различных видов потребления не только приводит к совместному использованию транспортных средств, но также и к большей гибкости в производстве этих самых транспортных средств. Вместо того, чтобы покупать и обслуживать один и тот же автомобиль в течение десятилетия или больше, потребители,  пользуются услугами подписки на автомобили и могут выбирать их «на лету» в зависимости от своих потребностей. Например, одна и та же подписка на автомобиль может позволить водителям выбирать экономичный седан для поездок в рабочие дни и переключаться на внедорожник в выходные дни, говорит Эддингтон для Wall Street Journal. И это звучит как та самая реклама от Cadillac. Вряд ли ученый из Калтеха подобным образом зарабатывает. И он не первый, кто говорит о неизбежных переменах во владении автомобилем.

А как же быть ребятам, которые не могут не похвастаться перед друзьями своей новой тачкой? Здесь вообще никаких проблем, ведь можно рассказать о своем крутом тарифном плане.

Комментарии (0)