Блоги

Отродясь такого не бывало

09.04.2018, 14:51 32228 0 Денис Орлов

9 апреля исполнилось бы 80 лет Виктору Степановичу Черномырдину, первому премьер-министру Российской Федерации. Рассказываем о его коллекции автомобилей.

Фото Виктории Кандыбиной, Юлии Салиховой, АНО "Историко-мемориальный музей Виктора Черномырдина", Александра Пикуленко и Дениса Орлова, архив Владимира Киреева

Виктор Степанович у "полуторки". На такой же Степан Мареевич Черномырдин, шофёр Орской автоколонны №1175 ездил, когда семья жила в Орске.

ЧВС, как звали ельцинского премьера в кремлёвских коридорах, вероятно был наиболее противоречивой фигурой в новейшей истории нашей страны. В память о нём остались не только знаменитые поговорки-"черномырдинки", но и коллекция автомобилей - столь же сумбурная и неоднозначная, как политика России на рубеже тысячелетия. Эту коллекцию бережно сохраняют в селе Чёрный Отрог Саракташского района Оренбургской области, где недавно открылся историко-мемориальный музей знаменитого премьер-министра.

Каков был ЧВС в жизни? Ответить столь же трудно, как и написать настоящий, не плакатный портрет любого видного политика. "Время выбрало нас" - так называются мемуары Черномырдина, вышедшие уже после его смерти. Наверное, он действительно был сыном своего времени. Даже знаменитое черномырдинское косноязычие стремились объяснить неуклюжими попытками премьера говорить без мата. Сколько б не было критиков у того времени, бесспорно, что наверх поднимались самые яркие его представители. И как бы сегодня мы не судили, теперь они - Ельцин, Гайдар, Березовский, ЧВС - наша история.

Владимир Киреев показывает Черномырдину фаэтон ЗиС-110Б на одной из "Олдтаймер-галерей" в Москве

Известно, что автомобиль достаточно ярко выражает характер своего владельца. А если для исследования предоставляется настолько богатый материал, целый 21 автомобиль? Эта коллекция - словно знаменитые поговорки-оговорки ЧВС, вошедшие в историю как "черномырдинки". "Хотели как лучше, а получилось, как всегда", "нельзя запрягать телегу посреди лошади", "отродясь такого не бывало, и опять тоже самое"...

Нет связи? Напротив! Попадая к ельцинскому премьер-министру волею случая, подчас по странной прихоти, эти автомобили в конечном счёте составили удивительный музейный ансамбль, при взгляде на который трудно удержаться от улыбки. Выходишь из зала, будто в гостях побывал.

На этой "Чайке" ГАЗ-13 ездил президент Украины Николай Данилович Кучма в бытность генеральным директором «Южного машиностроительного завода имени А. М. Макарова», с 1986 по 1992 год. 

Вышесказанное применимо ко всем автомобилям музея, кроме одного - "полуторки" ГАЗ-АА. Её появление в коллекции было полностью осознанным. На такой всю жизнь шоферил отец премьера, Степан Мареевич Черномырдин. Шоферил, несмотря на покалеченную на войне руку. "Сколько себя помню - помню и машину. Полуторку. Отец разрешал садиться за руль, и я въезжал во двор. Сам! И выводил со двора сам. Ноги до педалей не доставали..." - вспоминал Виктор Степанович. В первом зале посетителей встречает фотография в полный рост - отец возле полуторки. Тот грузовик попал в музей, или не тот, в конечном счёте, не важно. Для ЧВС "полуторка" была и памятью, и символом. Сын сельского шофёра стал премьер-министром!

Оказаться в коллекции Черномырдина для многих из этих автомобилей - очередной эпизод в их богатой биографии. Взять хотя бы Rolls-Royce 40/50HP Phantom II начала 1930-х, времени, часто называемого "золотой эпохой". Номер его шасси 176PY. Он был отгружен грузинскому князю Алексису Мдивани 21 октября 1933 года. Красавец-плейбой Мдивани, сын генерала, героя Первой мировой войны, купил себе титул князя и получил таким образом пропуск в высшее общество. 22 июня 1933 года он венчался в соборе св. Александра Невского в Париже с Барбарой Хаттон, наследницей американской империи универмагов Woolworth. Становившуюся таким образом княгиней мадам Хаттон-Мдивани впереди ждала ещё целая череда охотников за её состоянием. Князь же разбился насмерть 11 августа 1935 года на одном из подаренных бывшей супругой Rolls-Royce, катая очередную состоятельную пассию, баронессу Мод фон Тиссен-Борнемиса. Какова же была дальнейшая судьба Rolls-Royce 40/50HP Phantom II с шасси 176PY, и при каких обстоятельствах автомобиль сменил кузов на простецкий open tourer, остаётся пока невыясненным.

Купе El Motors Волга RCM, 1996 год. Построена кузовной мастерской El Motors, основанной в 1995 году Эдуардом Ройтманом. В основе - BMW M3 (E36). Ведущие конструкторы - Дмитрий и Михаил Петренко. В проекте участвовали Денис Панфиль, Геннадий Тишкин (нынешний директор Центра Стиля ФГУП НАМИ) и Юрий Черненко

Коллекция выдающейся личности задаёт трудные вопросы и профессионалам. Черномырдину достался Willys MB, возивший в годы войны командующего Дальневосточным фронтом генерал-полковника М.А.Пуркаева. Мотор от "Нивы", коробка передач от УАЗа, кузов переварен. Виктор Степанович ездил на этом вездеходе с друзьями на охоту. Как в этом случае поступать сотрудникам музея? Вернуть первоначальный облик или сохранить в теперешнем виде, так сказать, "с черномырдинкой"?

К слову, подобными вопросами терзаемы и реставраторы исторических зданий: как относиться к поздним переделкам? Тем более, когда затронута известная личность. Коллекция вызывает споры - разве это не прекрасно? Версии, догадки, сомнения - катализатор интереса.

Настоящая "Волга" ГАЗ-21 последнего выпуска, за форму решетки радиатора  прозванная "китовый ус". Хотя салон и перешили, сделав роскошнее, у умельцев хватило вкуса не водружать на капот фигурку оленя - её у этого выпуска ГАЗ-21 уже не было

Как оценивать ГАЗ-11-73, где вместо положенной рядной "шестёрки" М-11 образца 1940 года установлен современный мотор ЗМЗ-406, ходовая заимствована у ГАЗ-3102, а салон - у ГАЗ-3110? Причём, выведен этот "гибрид" не где-то, а в Управлении конструкторско-экспериментальных работ ГАЗа. Разве что заводской индекс не присвоен! Автомобиль преподнесли Черномырдину в 1998 году, когда он покидал пост премьер-министра. Однажды рядом поставят оригинальный ГАЗ-11-73, и это будут два вполне равноценных экспоната.

О том, что "наверху" неравнодушны к коллекционным автомобилям, шептались давно. Виктор Степанович Черномырдин стал первым, кто открыто признался в отнюдь не самом дешёвом хобби. Открыто посещал проходившие в Москве выставки и автофестивали, охотно общался с реставраторами и коллекционерами. В 2009 году его два часа водил по выставке "Олдтаймер-галерея" Владимир Киреев - один из наиболее уважаемых специалистов по автомотостарине нашей страны, официальный представитель России в международной федерации исторических автомобилей FIVA.

Этот ЗИЛ-41047 выпуска 1990 года был закреплён за последним министром обороны и последним маршалом СССР Д.Т. Язовым. После путча 1991 года лимузин вернули в Гараж особого назначения. В 2003 году его по остаточной стоимости выкупил Черномырдин. В Черный Отрог прибыл своим ходом

Банкиры и олигархи преподносят премьер-министру дорогущие раритеты? ЧВС вообще не старался казаться перед окружающими лучше, чем он есть. "Рейтинг никогда не был для него главным", - как-то заметил о нём Борис Немцов.

Вслед за Черномырдиным уже новое поколение российской элиты собирает легендарные советские автомобили, как полностью оригинальные, так и переведённые на современные узлы и агрегаты. Нижегородское предприятие "Атлант-Дельта" Игоря Мазура в лучшие годы выпускало сотнями такие "волги", "чайки" и ЗИЛы (в США их называют Restomod, от слов "реставрация" и "модернизация"), переведённые на американскую "ходовку". При этом Мазур придерживался японских методов организации производства, а его изделия проходили комплексные испытания.

Mercedes-Benz S600 (W 220) служил ЧВС в бытность его послом РФ на Украине (2001 - 2099 гг.). В связи с этим имеет ряд отличий от базовой модели. Масса на 1200 кг больше за счёт защиты от пистолетных пуль, в крыле установлен флагшток. Не дожидаясь окончания посольской миссии Виктор Степанович выкупил полюбившийся автомобиль, переправил его на Родину и, бывая по делам в Москве, передвигался по столице исключительно на нем

Зал автомобилей - самый крупный в Историко-мемориальном музее Виктора Степановича Черномырдина. Сегодня здесь выставлены 19 автомобилей. Реставрации ожидает, в частности, Cadillac Series 60 V8 выпуска 1937 года. Когда-то им владел выдающийся русский актёр второго плана Глеб Васильевич Плаксин. Его помнят по таким лентам, как "Адьютант Его Превосходительства", "Ошибка резидента", "Корона Российской империи, или снова неуловимые". В его фильмографии - свыше 60 картин, где он сыграл и более 200 фильмов, что он дублировал. Глеб Васильевич родился во Франции, в семье эмигрантов, участвовал в Сопротивлении. "Кадиллак" он купил сразу после войны и своим ходом вернулся на нём на Родину в 1956-м.

Да и музей в целом впечатляет размахом. В здании площадью около 12 000 квадратных метров расположены семь экспозиций. Всего в музее собрано 15 000 единиц хранения. Это ордена, произведения искусства, наградное оружие, предметы быта, связанные с жизнью ЧВС. Перенесён из Москвы и в точности воссоздан премьерский кабинет Черномырдина.

De La Chapelle Stimula 55 во дворе музея. Репликар выдержан в стиле одного из самых красивых автомобилей 1930-х - Bugatti Type 55 и построен на агрегатах BMW. Достался Черномырдину от выдающегося французского писателя Мориса Дрюона, посетившего Чёрный Отрог осенью 2003 года. Еврейские предки автора цикла "Проклятые короли" держали в Оренбурге галантерейный магазин

Научная работа ведётся в музее в полном соответствии с действующими в нашей стране правилами. Всем экспонатам присвоены коды поступления. У автомобилей слиты жидкости и даже выпарены бензобаки, оружие охолощено. А жаль. Ладно, современные пистолеты. А представьте подпиленные у основания старинные сабли. А сколько мастерства когда-то вложил кубачинский мастер, создавая Зульфикар -  меч с двумя параллельными лезвиями! Подобным, считается, пользовался пророк Мухаммед. Для мусульман Зульфикар значит приблизительно то же, что для англо-саксонского мира - Эскалибур, меч короля Артура. Так и с автомобилями - без жидкостей, конечно, безопаснее. Но машинам претит статика, механизмы обязаны время от времени проворачиваться. Они - как жемчужины, мутнеющие без человеческого тепла.

Куратор автомобильного зала Александр Мещеряков проводит экскурсию среди местных ребятишек

В старинном казацком селе музей Черномырдина уже стал центром притяжения. Шикарный концертный зал, библиотека, архив, кафе. Работники - настоящие энтузиасты. Руководит всем Светлана Николаевна Черномырдина, жена старшего сына Виктора Степановича, Виталия. За автомобильной коллекцией ухаживает Александр Викторович Юдин, а водит экскурсии и занимается научной работой  Александр Мещеряков. По соседству с музеем возведена сверхсовременная школа-интернат для детей из окрестных сёл. Кстати, один из образовательных проектов, запущенных музеем, называется "от сельской МТС до гаража премьер-министра". В рамках проекта ребят увлекли стендовым моделизмом. А ещё в селе построена своя кроссовая трасса, проводятся автомобильные фестивали, джип-триалы. И всё - при деятельном участии компании "Яр-Мак-строй" (она же выступала генеральным подрядчиком строительства музея и образовательного центра имени В.С. Черномырдина). А создали эту компанию Виктор Яровенко, работавший у ЧВС водителем в Москве и следивший в те годы за коллекцией автомобилей, да Геннадий Макаренко, один из тех, кто охранял премьер-министра, а сегодня помогает его старшему сыну.

В 70 км от Оренбурга вырос грандиозный историко-мемориальный комплекс

Кто-то скажет, - все свои! Именно так! Чужие не пришли, и ничего не сделали. А свои не забывают родовое село, даже поднявшись к высотам власти и бизнеса. Немного напоминает историю о добром барине? Ну, и пусть! Это, в конце-концов, добрая российская традиция. У других - свои традиции, у нас - свои. Можно только позавидовать возможностям, открывшимся перед местными ребятишками: расти, достигай черномырдинских высот!

Готов спорить, что время осязаемо. Под навесом неподалёку от кроссовой трассы - предмета местной гордости! - под навесом приткнулся Mercedes-Benz ML первого выпуска и ещё пара "мерсов" такой же выдержки, все в характерной для Оренбуржья пыли терракотового цвета, мелкой, как тальк.

"Вот, - буднично сообщает сопровождающий меня работник музея Евгений Маркин, - этими машинами пользовался Виктор Степанович, приезжая в село..."

Сердцевиной архитектурного ансамбля выступает полностью обновлённое здание сельского совета

Стоят себе, припаркованные в теньке. И сейчас на них кто-то продолжает ездить. А ездил председатель правительства Российской Федерации самого непростого времени в новейшей истории нашей страны. Кто вёл переговоры с захватившим Буденновск террористом Басаевым, открывал первый иностранный автомобильный завод в России - калининградский "Автотор", искал мирное решение югославского конфликта и даже однажды, с 5 по 6 ноября 1996 года исполнял обязанности президента России, когда Б.Н.Ельцину проводили шунтирование. Отродясь такого не бывало, а кажется, что было ещё вчера.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)