Блоги

Персидский долгожитель

23.06.2023, 11:36 5936 0 Александр Пикуленко

Иран под санкциями живет с 1950 года, когда вздумал выгнать из страны British Petroleum. В ответ на что англичане захотели привычно свергнуть премьер-министра Ирана Мохаммада Моссадека. С англичанами в этой стране отношения давно испорчены, поскольку еще в 1941 году Англия вместе с СССР (операция «Согласие») оккупировала страну и свергла вполне законного шахиншаха Резу-хана Пехлеви. В 1942 году Ирану суверенитет вернули, но вражда осталась, а затем к ней добавились постоянные санкции Запада, сохраняющиеся до сих пор.

После захвата посольства США в Тегеране в 1979 году Иран добавил в список вечной неприязни еще и Америку и с тех пор получает от нее лишь усиление санкций. В 1980 году из-за ирано-иракской войны санкций стало еще больше, а в 1984 году всему миру было запрещено давать Ирану кредиты и вообще какие бы то ни было деньги. Дальше санкции лишь усиливались, оставив в иранском календаре только упоминания нарастающих невзгод, которые принято воспринимать, как односторонние нападки неукротимых капиталистов на свободный и религиозный Иран. Для себя иранцы выучили, что они миролюбивые и праведные, а всякий Запад не может им этого простить.

Погружение всей страной в непреодолимые проблемы не уменьшало иранского патриотизма и желания предъявить миру титульную промышленность – автомобильную. Принято считать, что производство автомобилей означает высокий уровень страны и вроде бы показывает промышленную мощь

Придумать собственный автомобиль было решено при помощи главного врага – Великобритании. Обладая достаточной беспринципностью, в 1966 году генеральный директор компании Iran National Махмуд Хаями, договорился с британской корпорацией Rootes о поставках машинокомплектов Hillman Hunter для сборки по технологии CKD. Это означало строительство полноценного сборочного завода с полным циклом, включающим сварку и окраску кузовов.

Rootes на тот момент была концерном грандиозным, скупившим половину английского автопрома и собравшим под единой гербовой печатью коллекцию знаменитых брендов: Hillman, Humber, Singer, Sunbeam, Talbot, Commer, Karrier, но сама впала в финансовую зависимость от Chrysler, благодаря чему могла предложить иранцам выбор из несметного количества красивых названий.

Но Махмуд Хаями ограничился прямым переводом. Модель, выбранная для производства, называлась не только Hunter, но Arrow, т.е. «стрела», что на персидском - Paykan. Объясняясь с нацией по поводу предстоящего автомобиля и пытаясь избежать упреков в коллаборационизме с врагом, Махмуд Хаями заявил, что «Ирану нужен простой без излишеств автомобиль в ценовом диапазоне обычных людей». Народ перестал горячиться и затаился в ожидании результата. Как бы ни подогревалась в обществе ненависть к англичанам, ездить на машине хотелось сильнее, чем ходить пешком.

Примечательно, что дизайнером исходного автомобиля Rootes/Hunter был Ройден Акс, чуть позже нарисовавший ту самую Simca 1308 / Chrysler Alpine, из которой у нас получился «Москвич-2141».

Иранцы за выпуск символа индустриального совершенства принялись азартно, локализуя производство, добиваясь полной технологической независимости. Но первое время, находясь под британским присмотром, они охотно модернизировали машину по указке англичан, благодаря чему успели уйти от карбюратора на одноточечный впрыск под управлением собственного иранского ЭБУ.

Поскольку Rootes Arrow оказался единственной моделью в производственной гамме и заранее было ясно, что никто в мире не осмелится помогать в дальнейшем становлении иранской автомобильной промышленности, генеральный директор Iran Khodro Махмуд Хаями распорядился приступить к конструированию модификаций, необходимых рынку, но отсутствующих в продуктовой линейке англичан. А страна очень нуждалась в коммерческом транспорте. По идее полагалось бы смастерить фургон и грузовик, но из Rootes Arrow такие изделия не очень получались. И тогда иранские инженеры пошли по пути, подсказанному советской школой, поскольку в большинстве они заканчивали МАДИ и МАМИ – взяли «болгарку» и отрезали все лишнее, получив в итоге пикап. Поскольку задняя подвеска изначально была рессорная, добавили по дополнительному листу, укрепили кузов и лонжероны, научились штамповать сплошные боковины и заднюю стенку кабины. Но гнуть железо оказалось проще, чем работать с пластмассой. У оригинального английского прототипа задние фонари горизонтальные, а у пикапа они неизбежно должны были стать вертикальными, что добавило проблем. Но пикап получился вполне приемлемым, а на фоне санкций и недоступности любой техники и вовсе замечательным.

Постепенно Paykan стал самым массовым автомобилем Ирана, его символом и основной транспортной единицей, особенно запомнившись в такси. В мгновения, когда железный занавес приоткрывался и страну успевали посетить иностранцы, в аэропорту их ждал желтый Paykan, непременно оставляя след в мемуарах, отчетах и воспоминаниях, поскольку с каждым годом его техническая архаичность все сильнее воспринималась, как национальная самобытность. Кстати, среди пяти комплектаций была отдельная для такси: Standard, Deluxe, Kaarluxe, Javanan и Taxi. А так же самостоятельный пикап, сильно удивляющий англичан.

В 1978 году французская Peugeot купила британский Rootes и первым делом прекратила выпуск двигателей на заводе в Ирландии, оставив Иран без мотора. Но тут же предложив поднатужиться и поставить под капот Paykan двигатель от Peugeot, локализовав производство. Тем самым, борьба акул империализма помогла Ирану внезапно получить более современный мотор. А французы, воспользовавшись международной обстановкой, подтолкнули иранцев к экспорту, выплеснув Paykan на Ближний Восток и в Северную Африку. Тем более, что за год до этого, в 1977 Ройден Акс предложил вариант рестайлинга и французы предписали иранцам использовать новый облик, осовременив машину. Поэтому на экспорт отправился вполне свежий Paykan.

Кстати, купив на корню весь Rootes, французы попутно обрели интеллектуальную собственность на бренд и логотип Paykan. Всякие авторские права вызывают у иранцев недоумение, но с французами они не спорят, поскольку при малейшем ослаблении международных санкций или в случае утраты интернациональной бдительности, получают от них щедрую поддержку и в эти краткие мгновения успевают поставить в производство новую деталь, а иногда и новый автомобиль (Peugeot-301 в 2015 году ставший Iran Khodro Tara).  

Появившись в 1966 году в Англии, автомобиль Rootes Hunter стал иранским в 1967 и выпускался до 2005. За 38 лет из вполне современного автомобиля на прогрессивной платформе, Paykan превратился сначала в автомобильный символ Ирана, а затем в посмешище. Будучи по размеру, сути, качеству и красоте между нашими Москичом-412 и Волгой ГАЗ-24, он повторил их мучительную судьбу долгой модернизации и тягостного устаревания на глазах публики, в итоге отвернувшейся, а затем и разбежавшейся. Десятилетия производства в условиях международных санкций привели к столь очевидной деградации производства, что невыносимость автомобиля Paykan осознали даже патриоты Ирана. И если поначалу производственные темпы людей вдохновляли, то итоговый тираж в 2.2 миллиона оказался пугающим.

В связи с чем, Paykan вошел в уникальный список моделей, насильно запрещенных властями к дальнейшему производству. Иран устал гордиться своим локализованным автомобилем, демонстрирующим экономическое благополучие в условиях санкций, мощь собственной промышленности, неуязвимость и состоятельность индустрии, патриотизм потребителей, и потребовал от частного производителя прекратить. Пригрозив наказанием. Помимо Ирана подобное попрание интересов частного бизнеса позволяет лишь Китай, аналогично закрывший несколько автозаводов за издевательства над клиентами.

Но прагматичные руководители Iran Khodro передали эстафетную палочку самолюбования в Судан, продав завод по выпуску никчемного автомобиля «под ключ» в Хартум. Теперь автомобильная промышленность, способная показать миру экономическую мощь державы, случилась и в Судане.

А себе для гордости Iran Khodro оставил более свежую машину образца 1987 года Peugeot-405 / Samand. Теперь она демонстрирует миру неуязвимость экономики великой страны, умело противостоящей санкциям. Во всяком случае, так предпочитают думать в Иране. А на самом деле Samand наравне с Paykan  лишь подчеркивает, насколько пагубны санкции и до какой степени самонадеянность бесполезна в конфликте со всем миром.

 

При подготовке статьи использована информация от пресс-службы  Iran Khodro.

Фото Википедия и архив Iran Khodro.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)