Блоги

ПОЛУТОРКА «АМО» – ВСЕМ МАШИНАМ МАМА

07.11.2016, 23:01 3227 1 Александр Пикуленко

 

На праздничной демонстрации 7 ноября 1924 года по Красной площади в колонне автомобильного завода «АМО» прошли десять новеньких грузовиков «АМО-Ф15». Публика встретила с восторгом машины красного цвета , ведь в них увидели начало автомобильной промышленности молодой республики Советов. Машины были сделана целиком из отечественных деталей. Об этом говорили буквы на эмблеме, колесных колпаках, картере двигателя, клапанной крышке и коробке передач. К выпуску этих грузовиков на заводе приступили в первом квартале 1924 года.

Первый камень в основание предприятия заложили братья Рябушинские в октябре 1916 года, пообещав наладить выпуск грузовиков FIAT 15-TER образца 1915 года. В 1917-18 годах на «АМО» стали собирать грузовики из деталей, поступивших из Италии. Удалось собрать полторы тысячи.

И хотя автомобили, прошедшие по Красной площади, несли гордую надпись «Первый», они не были ни советскими, ни тем более российскими, первенцами. Достаточно вспомнить, что Русско-Балтийский завод еще в 1909 году начал производить автомобили. А еще был мелкосерийный выпуск машин на фабриках «Дукс»,  «Лесснер», «Пузырев», «Фризе» и «Аксай». А первые советские автомобили увидели свет в 1922 году. Когда завод «БТАЗ № 1» в Филях собрал пять легковых машин на основе деталей, эвакуированных из Риги. Одну из них даже подарили всесоюзному старосте М.И.Калинину. Но, не смотря на эти факты, первая десятка «АМО-Ф15» воспринималась, как грандиозное событие.

Самый первый автомобиль собрали утром 1 ноября. Во время первой пробной поездки произошел конфуз. На ходу сломался шаровой палец рулевой тяги. Автомобиль отбуксировали на завод. После молниеносного анализа определили причину поломки и исправили дефект. К утру 7 ноября была готова вся первая десятка. Головную машину на демонстрации вел главный инженер и он же главный конструктор В.И.Ципулин. Это на его плечи легла переработка полученных от итальянцев чертежей, проектирование технологической оснастки и изготовление недостающих чертежей по двум бережно сохранявшимся на «АМО» образцам FIAT.

Что же требовалось переработать в чертежах итальянской фирмы? Очень многое. В Европе уже работали по метрической системе размеров. А большинство станков на «АМО» оставались ориентированными на дюймовую систему. Но Ципулин на этом не остановился. И, как стало привычно потом, переработал фиатовскую конструкцию. Вместо колес с деревянными спицами он применил стальные штампованные, уменьшил диаметр маховика, упростил конструкцию механизма сцепления.

Машины из первой десятки можно условно называть грузовиками первой серии. Внешне они отличались характерной формой радиатора, как у FIAT. А когда началось мелкосерийное производство, машины получили новый, угловатой формы радиатор увеличенной емкости. Это сделали для того, чтобы машина при движении по российской грязи и на затяжных подъемах не испытывала перегрева мотора.

В 1928 году «АМО-Ф15» уже имели кабины не с брезентовым верхом, а с жесткой крышей, задней стенкой и боковинами. Бензобак уже не висел над коленями водителя, а переехал под его сидение. Это были машины второй серии.

В 1929 году сухое шестидисковое сцепление уступило место многодисковому в масляной ванне. Рычаги переключения передач и тормоза, которые прежде находились за правым бортом кабины, переехали внутрь ее. Автомобиль получил электрические стартер, звуковой сигнал и фары, которые  до этого они были ацетиленовые. Это уже были автомобили третьей серии.      

За семь лет производства конструкция двигателя оставалась неизменной. Четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 4.4 л и мощностью 35 л.с.

Машина развивала скорость до 50 км в час и могла перевозить полторы тонны груза. «АМО-Ф15» были фактически единственными выпускаемыми в те годы в нашей стране серийными автомобилями. До 1931 года из ворот завода вышло более 6 000 машин.

Но стране требовались не только грузовики. Поэтому на шасси модели «Ф15» уже в 1926 году начали выпуск карет «Скорой помощи» сначала с примитивным кузовом типа фургон, а затем с более благообразным. Следом стали делать малыми партиями автобусы с одной или двумя дверями в правом борту. Построили и небольшую партию фургонов для перевозки почты. Для обслуживания комсостава Красной армии в 1927 году выпустили десять семиместных легковых машин с открытым кузовом. Машина получилась своеобразная.

Особо нужно сказать о пожарных автомобилях. Спрос на них был очень велик. Большинство наших городов было деревянными, поэтому пожары случались очень часто. И «АМО» стал выпускать пожарную модификацию с лестницей, катушкой для пожарного шланга и сидениями в виде линейки. Расчет сидел спина к спине боком к движению.

Конечно, производство автомобилей на «АМО» по своим масштабам не могло удовлетворить нужду в автомобилях. И в 1933 году завод реконструировали, заодно сменив название. Он стал «Заводом им.Сталина».

В 1939 году миллионный советский автомобиль сошел с конвейера.

Комментарии (1)

  1. Андрей (Белоярский) 08.11.2016, 20:58 #5892 Цитировать Ответить 0
    Машины оказались живучими и использовались на ЗИЛе в качестве внутренних разъездных грузовиков , по крайней мере до 1972 года ( видел сам на заводе несколько десятков ) . Машины не имели госномера и не могли ездить по городу , а только по территории завода с одним исключением : могли пересекать улицу , разделяющую территории завода .