Блоги

Citroën DS - настоящий француз

Не автомобиль, а национальный характер

15.12.2015, 22:49 2506 0 Александр Пикуленко

Великая Французская автомобильная революция состоялась в 1955. А что тогда было? 10 лет как закончилась война. Европа только-только приходит в себя, хотя и живет в предвкушении новых лучших времен. Вот в этот момент и представили французы Ситроен ДС. Подобных сенсаций автомобильный мир не знал ни до, ни после. В тот день свершилось подлинное озарение в умах автомобилестроителей, да и автомобилистов тоже. Ситроен ДС продвинул представление о массовом автомобиле на несколько десятилетий вперед. Технические данные этой модели даже по прошествии 60 лет вызывают уважение. Стремительный аэродинамический кузов ЦХ 0,3, панорамные стекла, передний привод, гидропневматическая подвеска всех колес, рулевое колесо с единственной спицей, дисковые передние тормоза. Это произведение автомобилиста и авиатора Андре Лефевра и архитектора, ставшего автомобильным дизайнером, Фламинио Бертони, выехало из ворот исследовательского центра как Афродита из морской пены, осеняя собой место, где в это время собралась команда ярко одаренных индивидуалистов. Не зря ведь ДС удостоился восторженных эпитетов из уст философа Ролана Барта: «эта машина обладает всеми признаками объекта, ниспосланного нам из горнего мира».

И действительно, каплевидная форма позволила создать футуристический облик, не устаревший за шесть десятков лет. И сегодня, мягко покачиваясь, он плавно проглатывает неровности парижских булыжных мостовых, которых все еще немало в центре. И очень органично сочетается с местной архитектурой. А, если еще добавить классический французский шансон,  то вроде как и не было этих десятилетий. Ведь даже сегодня удивляют не только стилевые, но и технологические решения.

Так, все внешние панели легкосъемные, задние крылья крепятся единственным болтом, ключом для которого служит балонник; капот, панели дверей и крышка багажника алюминиевые, а панель крыши стеклопластиковая. Двери без оконных рамок подчеркивают легкость и изящество кузова. Еще один нюанс, который видишь сразу, это большие зазоры между деталями кузова. Но воспринимается это как должное. Общий стиль несовпадения плоскостей и неравномерность зазоров не нарушает общего впечатления. Под капотом рядная четверка объемом 1,9 литра мощностью 69 лошадиных сил и четырехступенчатая коробка передач. На двигателе закреплен небольшой зеленый агрегат.  Это сердце Ситроен ДС. Насос, подающий минеральную гидравлическую жидкость к тормозам, усилителю руля, гидромуфте сцепления и подвеске. Все это соединено между собой тридцатью пятью метрами трубочек. Центральная гидравлическая система поддерживает горизонтальное положение кузова и дорожный просвет независимо от количества пассажиров, а также при торможении и разгоне. Водитель, при необходимости, может менять дорожный просвет, для этого под панелью приборов есть специальный рычажок.

Передачи тоже включаются легким движением рычажка за рулевым колесом. Вместо сцепления – гидромуфта. При ее помощи передачи переключаются легко и незаметно. Рулевое колесо небольшого диаметра, односпицевое, а тормозная педаль сделана в виде большой кнопки с очень небольшим ходом, но проблем с дозированием не возникает. Руль острый и точный. Вместе с шикарной обзорностью это позволяет управлять машиной вполне по-современному. У ДС очень интересно сделаны передние тормоза. Они дисковые и вынесены к коробке передач. Внутри широкие сидения, и они вполне удобны даже по современным понятиям. Места впереди хватает, сзади вдвоем тоже не тесно.

60 лет назад Ситроен ДС был взглядом в будущее, а сегодня – это удивительное прошлое. Нам, конечно, сложно оценить его глазами тогдашнего покупателя. А, чтобы лучше его понять, давайте познакомимся с предшественником ДС, не менее знаменитым Ситроен Траксьён Авант. Кстати, стилем этого автомобиля тоже занимался Фламинио Бертони.

Итак, проживший на конвейере Ситроен до 50-х – переднеприводный ТА 15. Самое удивительное, что на табличке под капотом год выпуска 1956. То есть с конвейера он сходил вместе с ДС. И еще одна особенность роднит его с юбиляром – это задняя гидропневматическая подвеска. А во всем остальном это автомобиль из 30-х прошлого века. Обилие хрома, длинный капот, отдельные передние крылья, двери, открывающиеся против хода, прямое лобовое стекло и маленькое багажное отделение за спинкой заднего сидения. Ситроен ТА 15 выглядит довольно-таки стильно. Он широкий, приземистый. Да и черный цвет ему идет. Открыв половинку капота, видим рядную шестерку объемов 2 литра и мощностью 69 л.с. К его переднему концу пристыкована коробка и главная передача. Передняя подвеска торсионная, но с телескопическими амортизаторами. А сев за руль, попадаешь в совсем непривычную обстановку, оказавшись на обитом твидом диванчике, и видишь, как вокруг много металла, старого карболита, ручек, кнопочек и рычажков, разбросанных в самых неожиданных местах. Удивляет рычаг переключения передач. Блестящий хромом, он торчит из передней панели. Хотя само переключение четкое. Большой трехспицевый руль вращается легко, а опционные часы, там, где у других кнопка клаксона, даже удивляют. Едет Траксьён Авант приятно, хотя и погромыхивая. Возраст все-таки.

А теперь давайте вернемся в наше время. Сегодня поэты возвратились в Ситроен и попытались вдохнуть в свои автомобили очарование, коим они обладали во времена Де-Голя и Де-Фюнеса. Хотя это оказалось делом непростым. Ностальгические мотивы в дизайне уже многие пытались эксплуатировать. Но дизайнеры Ситроен избрали путь метафор и ассоциаций. Как насчет осязательного комфорта ручек и клавиш, обволакивающего уюта кресел. Диванная кожа медитативно поскрипывает, мерное тиканье часов разрушает хор привычных нам автомобильных звуков.

Много можно рассказать о Ситроен ДС 5. И как меняет свой оттенок, в зависимости от освещения, обивка, и как удобны сидения и руль, и как он объемен и прозрачен. А еще по поводу всех этих приятных и полезных вещей хочется заметить, что в ДС 5 роскошь – это не лишнее излишество. Даже мотор 155 сил и шестиступенчатый автомат не разрушает сложившийся образ, а наоборот позволяет гармонично слиться с машиной в движении. Что ж, перед нами настоящий француз, во всем, даже в намеках на своих предшественников и полутонах перехода к современному рационализму. Не автомобиль, а национальный характер. 

Комментарии (0)