Блоги

Смоленская губерния и ее достопримечательности

10.03.2017, 23:46 2219 0 Илья Изотов

Автопутешествие в Смоленск 

На сей раз мы направились на запад в направлении Белоруссии по минскому шоссе, но нашей целью была не дружественная республика, а город-герой Смоленск. Не самый очевидный выбор для путешествия выходного дня на первый взгляд. Ведь есть гораздо более туристические направления, взять хотя бы города Золотого кольца. Но в этом и заключается прелесть таких поездок: открываешь для себя что-то новое и неочевидное! Поэтому поездку я ждал с нетерпением. Да и зачем лукавить - когда мне в руки попал новый Range Rover Sport я был готов ехать куда угодно. Причем, чем дальше, тем лучше! Настроение не испортил ни дождь, свойственный концу зимы/началу весны, превращающий снег в скользкую жижу, ни тучи, затянувшие бескрайнее небо. К слову, через огромную панорамную крышу со слегка затемненным стеклом смотреть на серое небо из салона Range Rover Sport удивительно приятно. Не смущают ни капли дождя, ни уныние уставшей от зимы природы. Ты чувствуешь себя пришельцем из другого мира, правда! Автомобиль словно парит над разбитым дорожным полотном, проглатывая все ямы и неровности, шум дороги где-то вдалеке, аудиосистема Meridian ласкает слух приятными джазовыми мотивами, навигационная система, не отвлекая водителя, выводит все указания на лобовое стекло… О достоинствах этого автомобиля лично я могу говорить очень долго! Но вернемся все-таки к путешествию.

Достопримечательности Смоленской губернии

В Смоленскую губернию мы поехали тропою великого русского путешественника Пржевальского. Первой остановкой стало названное в честь Николая Михайловича село Пржевальское (примечание автора: при жизни Н.М. Пржевальского село называлось «Слобода») и конечно его дом-музей. К сожалению дом замечательного путешественника был сожжен гитлеровцами в 1941 году, но его искусно восстановили при Брежневе и основали музей. Самый драгоценный экспонат музея по мнению жителей села – подлинный фрагмент деревянной колонны дома Пржевальского с последний его автографом. Это кусочек деревянной колонны, на котором рукою Николая Михайловича в день отъезда в последнее путешествие написано красным карандашом: «5 августа 1888 года. До свиданья, Слобода!». Путешественнику не суждено было вернуться в эти края…

 Дорога в Смоленске

Также в Пржевальском обязательно стоит посетить небольшой Музей Партизанской Славы. Экспозиция, посвященная боевым действиям партизанских отрядов на территории Смоленской области в годы войны, рассказывает о деятельности соединения под командованием легендарного Н.З.Коляды. Никифор Захарович по кличке «Батя» объединил и командовал 5 партизанскими отрядами, освобождавшими Смоленщину от немецких оккупантов. Музей хоть и совсем крохотный, но очень интересный и трогательный. Солдатская переписка с родными не оставит равнодушным никого. Вновь задумываешься о той непомерно-высокой цене, которую заплатили наши деды и прадеды за наше чистое небо над головой… Будьте уверены: вход в музей вы не пропустите, огромный танк Т-34 не позволит вам этого сделать!

 Село Пржевальское, дорога

Примечательно, что Пржевальское находится на территории сравнительно молодого национального парка «Смоленское Поозерье», созданного в 1992 году «для сохранения природных комплексов в рекреационных, просветительских, научных и культурных целях». В 1999 году национальный парк получил статус ключевой орнитологической территории международного значения, а в ноябре 2002 года - включен во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО. Летом обязательно стоит прихватить палатку и посетить этот национальный парк.

 нациоНациональный парк «Смоленское Поозерье»

В память о Пржевальском на территории Поозерья действует конный двор с добродушными и любопытными Лошадьми Пржевальского. В 1878 году Н.М. Пржевальский в конце своего второго путешествия по Центральной Азии приобрел шкуру (с черепом) джунгарского скакуна на Зайсанском посту (был отстрелен киргизами-охотниками) в южной Джунгарии и отправил экземпляр в Зоологический музей в Санкт-Петербург. Оказалось, что этот вид лошадей не был изучен людьми ранее. Так Пржевальский и совершил открытие. Сейчас на этих низкорослых лошадок можно полюбоваться только в зоопарках. В Пржевальском нам поведали, что последний раз на свободе этих лошадей видели в 1968 в Джунгарском Гоби. Перед посещением конного двора не забудьте запастись морковкой!

Покормив лошадей, мы направились в зубровый вольер. Этих жителей национального парка добродушными точно не назовешь, поэтому подходить к ним близко запрещается. Животное весом до 1200 кг и высотой до 2 метров с легкостью может разрушить ограждение и причинить вред посетителям, поэтому наблюдали мы за гигантами издалека.

Еще одно примечательное место – святой источник Серафима Саровского в селе Боровики. Чтобы до него добраться нам пришлось задействовать хорошо знакомую мне по автомобилям марки Land Rover систему Terrain Response (я выбрал режим колеи) и поднять наш внедорожник в самое высокое положение. Снега было, что называется, «по пояс», а зимние шины – без единого намека на «внедорожность». Автомобиль не подвел, чего мы от него, собственно, и ожидали. Тем временем на улице стемнело и пришло время ехать в Смоленск.

 Кремлевская стена Смоленск

Знакомство с достопримечательностями Смоленска

Смоленск – уникальный и древний город, первое упоминание о котором в «Повести временных лет» относится к далекому 862 году. Город этот с непростой судьбой и мужественными жителями. Кто его только не пытался захватить: и Золотая орда во главе с Батыем, и Великое княжество литовское с Речью Посполитой, и Наполеон, и Гитлер. Одним словом, городу досталось. Близость к Европе, а также расположение Смоленска на пути в Москву и стали причиной многочисленных осад и захватов города.

 Собор Собо́р Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы в Смоленске

Утро нового дня неожиданно поприветствовало нас благодатной погодой и ярким солнечным светом, красиво озаряющим знаменитую крепостную стену и, наверное, главный символ города - Собо́р Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы, величественно возвышающийся над городом. Этот кафедральный собор стоит посетить обязательно, а если у вас будет время лучше всего взять экскурсию. Сколько всего интересного таят в себе эти стены! А иконостас высотой с девятиэтажный дом, увенчанный почти четырехметровыми скульптурами своей красотой удивит даже искушенных путешественников.

Также собор изобилует уникальными реликвиями, в числе которых уникальные мироточащие иконы и список с самой известной иконы Смоленска – иконы Божьей Матери Одигитрии. По преданию икону написал сам евангелист Лука. К сожалению сама икона была утрачена во время фашистской оккупации, но список сохранился и доступен для просмотра всем желающим. А главной и, наверное, самой значимой для смолян реликвией являются железные сандалии Меркурия – главного заступника города. Считается, что именно мученик Меркурий в 13 веке чуть ли не в одиночку с помощью Одигитрии отогнал войско Золотой Орды. Солдаты татаро-монгольское войска ушли восвояси, «гонимые неведомой силой». Вера в Меркурия помогала жителям и в 1812 году, и во время фашистской оккупации.

Монумент в Смоленске

После прогулок по уютному, камерному центру города мы направились в сторону первопрестольной. Путь наш пролегал через уютную пряничную Вязьму. Оказывается, пряники в России отлично делали не только в Туле, но и Вязьме. В 1850 году в Вязьме действовали 8 пряничных фабрик, благодаря которым Вяземский пряник стал главной достопримечательностью города. Пряники в Вязьме производят и продают до сих пор и по вкусу они тульским конкурентам не уступают! Сделав несколько снимков, мы направились в сторону дома. Не могу не отметить высокотехнологичность трехлитрового дизельного мотора, мощностью 306 л.с.! И со старта, и на скорости далеко за сто автомобиль охотно реагирует на нажатие педали газа и вдавливает седоков в кресла. Хотя на бумаге динамические характеристики не поражают воображение: разгон до сотни занимает 7.2 секунды. Но по ощущениям внедорожник разгоняется как минимум на секунду быстрее! И звук у автомобиля приятный и достойный. Хорошая динамика и устойчивость на трассе вкупе с мягкой и комфортной подвеской и сравнительно небольшим расходом топлива делают этот автомобиль крайне привлекательным для дальних путешествий, в том числе по плохому дорожному полотну. Но цены кусаются – базовая цена англичанина аж 4 695 000 рублей. Немецкие конкуренты в базовой комплектации обойдутся покупателю дешевле.

Церковь в Смоленске

Комментарии (0)