Блоги

СТРАСТИ ПО СТАРОМУ АВТОМОБИЛЮ

14.03.2016, 23:00 5635 2 Александр Пикуленко

В Москве отшумела моторами и разноголосьем юбилейная 25-я Олдтмаймер Галерея Ильи Сорокина. Как всегда у нее была главная тема, 95 лет праздновал Гараж особого назначения. Но а поскольку на галерее кроме основной темы всегда сверкают сокровища общечеловеческого понимания, остальная площадь из двух залов была отдана привычным участникам, антикварам, коллекционерам, реставраторам и прочим энтузиастам ржавомобильного движения.

Примером кропотливой работы мастерской Шаманского стал показ гусеничного СТЗ 5 – основного артиллерийского тягача Великой Отечественной. Его обломки нашли несколько лет назад на местах боев. А теперь он уже вполне прилично выглядит. В Советском Союзе СТЗ 5 называли транспортным трактором. И он, действительно, имел много общего с обычным трактором СТЗ 3. У него такой же карбюраторный мотор мощностью 52 л.с., работающий на дешевом керосине. Правда, заводился он только на бензине. В бескапотной кабине сидели механик-водитель и командир расчета. В кузове ехали артиллеристы с боеприпасами. Сзади цепляли пушку. После войны таких машин осталось немного.

 

А самый притягивающий экспонат – это Delaunay-Belleville Belvalette с мотором в 24 л.с. Он представлял гаражное хозяйство императора Всея Руси Николая II. Ведь из того далека до наших дней ничего не доехало, поэтому приходится показывать нечто похожее.

 

 

Была здесь и мотоциклетная тема. Превосходно отреставрированная Иж Планета Спорт – мечта всех юных мотоциклистов 70-х. Мотоцикл с потрясающей динамикой и сумасшедшей максималкой 140 км в час. Знаменитая Jawa 350 разгонялась всего до 125 км в час. Это была первая попытка сделать советский спортбайк. Стоящий рядом грузовой мотороллер Вятка 150Ф разгонялся всего лишь до 35 км в час, зато мог везти 250 кг разных грузов. При жизни он так красиво никогда не выглядел.

 

 

 

Еще два мотоцикла из конца 80-х. Когда Ижевский мотозавод получил госзаказ на создание кортежного мотоцикла. Сохранились две машины в превосходном состоянии из семейства Вега: Иж 8.201-01 и Иж 8.201-03. Первый – с V-образным двухцилиндровым мотором объемом 700 кубиков мощностью 40 л.с. Двигатель создали сами ижевчане, использовав цилиндры от Планеты Спорт. Второй – с РПД, разработанным на ВАЗе. Он двухсекционный объемом 763 кубических сантиметра мощностью 87 л.с. Щиток приборов тоже позаимствовали от ВАЗ 2106. Эти интересные мотоциклы так и остались в ранге экспериментальных.

 

В разных углах выставки встречались неожиданные экспонаты. Как старого знакомого встретили произведение одного из ведущих дизайнбюро нашей страны Cardi спидстер Body. Это первая работа группы вчерашних студентов, собравшихся творить будущее в теперь уже далеком 1995 году. Что приятно, машина в превосходном состоянии, и недавно поразила итальянцев своими формами, проехав по маршруту великой гонки Милле-Милья.

 

Еще одна неожиданность – реплика ГАЗ М20 Победа-пикап. Официально Горьковский автозавод их никогда не делал, но для внутризаводского транспорта из бракованных кузовов их все-таки выпускали. А значит, была и техдокументация. Это позволило некоторым авторемонтным заводам часть капитально отремонтированных машин переделать под нужды конкретных заказчиков. Пикап получился красивым, исторически верным и предлагался к продаже.

 

 

В главном зале были моменты, специально созданные для массового посетителя, такие как серия машин, сделанные для якобы всесильного в те годы КГБ. Это, так называемые, «догонялки». Показали Победу ГАЗ М20Г с шестицилиндровым мотором мощностью 90 л.с., ГАЗ 23 Волга с V8 объемом 5526 см3 и мощностью 195 л.с. У нее был маленький нюанс, сегодня даже малолитражки норовят вывести под задний бампер две трубы, а здесь скромно повесили одну, чтобы ничем не отличаться от стандартной Волги. Еще одна машина – это ГАЗ 24-34 с той же восьмеркой от Чайки и с той же мощностью в 195 л.с. И если ГАЗ 23 разогнать до 165 км в час и удержать на дороге было искусство, то на ГАЗ 24-34 водителям стало легче. Все-таки и усилитель руля появился, да и тормоза с подвеской стали современнее. Ну, а вершина этого специфического творчества – ГАЗ 31-013 с той же восьмеркой, но мощностью в 220 л.с. и скоростью 180 км в час. Но тут уже тормоза стали дисковые.

 

 

 

Особое внимание посетителей решили обратить на те советские автомобили, которые, как все знают, были копиями зарубежных. Рядышком стояли ГАЗ М1 и Ford V8. Каждый мог для себя визуально определить, что наши конструкторы позаимствовали, а что сами придумали. Ту же самую картинку можно было увидеть, взглянув на ЗИС 115 и Packard 180. Хоть и бытует легенда, что Вождь всех народов приказал скопировать без изменений, видно, что наша машина получилась вполне самобытной.

 

 

 

 

 

 

 

Подборку изящных, не смотря на размеры кабриолетов, открывал ЗИС 110, который назывался фаэтоном и даже работал в московском такси. С ЗИЛ 111 такого уже не случалось. Как и с его последователем ЗИЛ 114. В лучшем случае их дарили друзьям, то есть главам тех стран, которые решили идти по пути социализма. В худшем, они пылились в дальнем уголке гараже, выезжая два раза в год на парад.

 

 

 

 

Стоило обратить внимание и на два автомобиля: ЗИЛ 117 и микроавтобус «Юность». Эти произведения автомобильного искусства были созданы при попытке сделать производство супердорогих машин хоть немного рентабельным. Как всегда, из этого ничего не получилось. Но микроавтобус «Юность» на конкурсе в Ницце завоевал 12 призов.

 

 

Но самое потрясающее показал завод Камышмаш. В темном сарае стояли уникальные автомобили, принадлежащие Роже Байону. Транспортный магнат разорился и, чтобы не отдавать любимые игрушки судебным приставам, спрятал их в сарае на ферме, где они и простояли несколько десятилетий. Когда их обнаружили, стало понятно, что и такие жалкие останки представляют большую ценность. Эти шесть машин были куплены на аукционе и доставлены в Россию. Через несколько лет нам их обещают показать в первозданном виде.

 

 

Сопоставимо уникален и Volvo P90 Sport 1956 года с пластиковым кузовом рискованного дизайна. Машина редкая, малосерийная. За два года шведы осмелились собрать только 67 машин. На этом пластмассовая эпопея и закончилась.

 

 

Как и полагается всякому серьезному мероприятию, где что-нибудь празднуют спецслужбы, в экспозиции была и закрытая часть. Там показывали будущее, которое сразу станет коллекционным. Образцы автомобилей перспективного семейства Кортеж: лимузин, седан, внедорожник и микроавтобус. При входе телефоны, фотоаппараты, карандаши и бумагу отбирали. То что получилось, вся страна увидит в марте 2018-го.

Комментарии (2)

  1. Александр (Новосибирск) 07.04.2016, 17:40 #4575 Цитировать Ответить 0
    Хорошая статья, прекрасные фотографии.
    Возник вопрос: почему на тягаче дерево не окрашено? Вроде не должно такого быть. Хотя бы из соображений маскировки. И опять же трудно допустить такой непрофессионализм реставраторов.
  1. Сергей (Санкт-Петербург) 15.03.2016, 14:57 #4277 Цитировать Ответить 0
    Хороший репортаж. Как на выставке побывал. Особое спасибо за фотоотчет. Сан Саныч, жду еще ваших статей. Спасибо вам!