Блоги

ВАМ «ШАШЕЧКИ» ИЛИ ЕХАТЬ?

17.06.2017, 15:49 322 0 Александр Пикуленко

Наемный автомобиль, сменивший конного извозчика, появился очень давно, в 1897 году. То есть 120 лет тому назад по улицам Лондона стали курсировать электромобили фирмы Bersey. Англичане, привычные к кэбам, где возница сидел позади крытого кузова и смотрел поверх крыши на живой мотор мощностью 1 л.с., быстро оценили прелести безлошадного наемного экипажа.

 Bersey Electric Taxi 1897

(Bersey Electric Taxi 1897)

История возникновения такси

И так же быстро выработали специфическую конструкцию таксомотора. А вот сам термин ввел в обиход петербургский представитель фирмы Ford где-то в году 1909-1910. До него их называли, по крайней мере в России, «извозчичьими автомобилями».

Поначалу до 20-х годов большинство такси представляло собой закрытую машину, управлял которой шофер, защищенный от непогоды лишь козырьком сверху. Рядом с ним была площадка для багажа и таксометр. Такую традицию установили англичане. Причем машины, возившие лондонцев в начале 20-го века, были не британские, а французские, Renault  и Unic.

 Такси Unic 1908

(Unic 1908)

 

А вот москвичей первые такси, их было всего 9, начали возить с 1909 года. Это были немецкие NAG.

Французы долго называли такси «моторными фиакрами». А когда в 1925 году новые московские власти взялись восстанавливать в городе таксомоторное движение, свой выбор они остановили на фиакрах Renault.

 Такси 1925 Renault

(1925 Renault)

В Америке многие десятилетия, начиная с 1922 года, специальные машины для такси, сделанные на базе серийных, выпускала фирма Checker. И в конце концов она стала выпускать специальные автомобили для такси. Самый типичный пример Checker F10 1962 года. В нем использованы узлы серийных машин, но кузов особенный. Во-первых, он грандиозен по вместимости, как салон, так и багажник. Во-вторых, невероятно долговечен. Кроме того угол поворота передних колес составлял почти 40 градусов в каждую сторону. Автомобиль выпускался по несколько тысяч в год. Был относительно дорогим, зато окупался за долгие годы эксплуатации.

 Такси Checker Marathon 1962

(Checker Marathon 1962)

Британское такси

  А вот англичане до сих пор придерживаются собственных стереотипов в постройке автомобилей такси. В их машинах низкий пол и высокий потолок. В такой кузов даже пожилые, «негнущиеся» пассажиры входят без труда. В салоне сидения для пятерых-шестерых. Причем один ряд кресел складывается. Следовательно появляется место для детской или инвалидной коляски. Специально для инвалидов предусмотрена откидная аппарель. Водитель изолирован от пассажирского салона стеклом, а сбоку от его сидения располагается площадка для багажа.

Кэб - британское такси

Британские такси долгое время делали фирмы «Metricab” и «London Taxis”.  На эти машины устанавливали дизельные моторы, а их стеклопластиковые кузова служили очень долго. Пробег таких автомобилей до списания достигает полумиллиона километров. Но и стоят они недешево. В замене, как видим, нуждаются нечасто, и по большому счету выпускать их невыгодно. Например, в Англии обе фирмы долгое время делали три, от силы три с половиной тысячи кэбов в год. А сегодня их производством занимаются в Китае. И все равно спрос невелик, а себестоимость приличная.

Многие страны в разные годы пытались создать такую конструкцию автомобиля для такси, чтобы его специфические потребительные свойства перевешивали экономические минусы. Автомобиль такси должен иметь малую длину, поэтому предпочтительнее однообъемник, достаточно большие углы поворота управляемых колес, высокий салон, сдвижные двери. В истории остались известные прототипы таких машин шведской Kalwar, итальянской Fiat и отечественного ВНИИТЭ. Они получились интересными, инженерно хорошо продуманными, но ни одна не пошла в серийное производство.

Такси ВНИИТЭ, Москва

(ВНИИТЭ)

А сколько вообще нужно таксомоторов для таких мегаполисов, как Нью-Йорк, Лондон, Париж или Москва? От 18 до 40 тысяч, не более. Как показывает многолетний опыт ежегодно в замене нуждается не более полутора, двух тысяч машин. Где-то большое, а где-то меньше. Так что к специализированной машине мы рано или поздно придем. И тогда появится идеальное такси, с однообъемным кузовом, сдвижными дверями, трансформируемым салоном из пассажирского в грузовой и обратно и, конечно, автопилотируемые. 

Комментарии (0)