Водительская этика
Парой сложно бывает отличить культурное поведение на дороге от простой езды по правилам. Культуру поведения на дорогах так или иначе стараются прививать везде. Например, в США водительская этика является частью программы обучения в автошколе. Видимо, поэтому даже начинающие американские водители никогда не займут парковочное место, предназначенное для инвалидов. И дело не в штрафе — просто так не принято.
К другим этическим нормам относятся просто правила разумного поведения: например, оставлять окружающим «путь отхода» – свободное место на соседней полосе, куда можно резко свернуть при аварийной ситуации или на светофоре останавливаться так, чтобы видеть задние колеса впереди стоящего автомобиля – так безопаснее. Еще одна полезная рекомендация — не выворачивать заранее руль перед левым поворотом, чтобы не вылететь на встречную, если вдруг вас «догонят» сзади.
А еще у американцев есть служебные «этические кодексы» — им обязаны подчиняться наемные работники, деятельность которых связана с эксплуатацией служебного автомобиля. Это разумно, особенно если машина окрашена в корпоративные цвета — по одному водителю-хаму будут судить обо всей фирме.
В Германии власти решили бороться за дорожную культуру суровыми репрессивными мерами, и установили прейскурант на оскорбительные слова и жесты. Устный намек на умственную несостоятельность соседа по потоку может обойтись в 750 евро, а сравнение со снабженным пятачком нежвачным парнокопытным — в две с половиной тысячи.
Популярная комбинация пальцев с вытянутым вверх средним обойдется в сумму от 600 до 4000 евро, в зависимости от доходов нарушителя, а за применение физической силы можно загреметь в тюрьму на срок до двух с половиной лет.
В Советском Союзе под культурой на дорогах обычно подразумевалось просто соблюдение Правил Дорожного Движения. Яркие агитационные плакаты убеждали водителей не обгонять на поворотах, пропускать пешеходов и воздерживаться от выпивки за рулем.
В истории постсоветской России попытки начать борьбу за повышение культуры на дорогах предпринимались, но все были какими-то вялыми, вне зависимости от того, кто являлся их инициатором: ГИБДД или неправительственные организации.
Комментарии (0)