Блоги

«ВОЖДЬ» С ЯМСКОГО ПОЛЯ

23.11.2017, 23:33 602 0 Александр Пикуленко

В 1893 году в Москве на Садовой улице начал работать небольшой заводик «Дукс», производящий трубы для новомодного тогда парового отопления да и для других водяных потребностей тоже. Поначалу это была скорее слесарная мастерская с кузницей. Но уже тогда было пущено в ход гальваническое отделение, где трубы покрывали защитой от коррозии.

Но постепенно владелец предприятия Юлий Александрович Меллер пришел к выводу, что на том же оборудовании можно из труб делать велосипеды. А велосипед в то время был очень модным средством передвижения. На нем не только выезжали на променад, но и соревновались. Меллер начал делать рамы для велосипедов из собственных труб, а все остальные комплектующие покупал у самых известных тогда производителей. И очень скоро велосипеды «Дукс» стали популярны по всей стране. А в 1896 году велосипед «Дукс» получил бронзовую медаль Всероссийской художественно-промышленной выставки.

Но а самого Меллера заинтересовала более сложная техника. И следующим шагом завода стало производство паромобилей. За основу была взята одна из самых продвинутых конструкций того времени: американский локомобиль. Однако, это было ошибкой. Русский потребитель паровик не принял. Для глубинки он был дорог, а для больших городов неудобен и немоден. Потом на заводе построили несколько электрических омнибусов. Их купили шикарные отели в центре Первопрестольной. По воспоминаниям старожилов, у подвыпивших купцов считалось хорошим тоном переезжать от ресторана к ресторану именно на них. В то же врем на «Дуксе» освоили сборку лицензионных мотоциклов «Моторев».

А затем последовал естественный шаг – перешли к производству автомобилей.  Как было принято, за основу взяли проверенную конструкцию «Одлсмолиб Кавердеш». Это была «Ока» того времени. И стоил такой автомобиль очень дешево, всего 1800 рублей. Цена «Ford Т” превышала 2000 рублей. Злые на язык москвичи прозвали эти простенькие машинки «Олдс Могилами».

Но а потом последовал очень редкий заказ. Железнодорожники попросили сделать партию автомобилей, которые могли бы двигаться как по дороге, так и по рельсам. Во всем мире таких машин было несколько штук. А на «Дуксе» за несколько лет сделали почти сотню автодрезин, легких и тяжелых. От небольших, для объезда участков, до комфортабельных для железнодорожного начальства.

Как любого жителя нашей страны, Меллера особо занимала проблема зимней езды. Первым таким опытом стал мотоцикл с двумя боковыми лыжами. А потом и вовсе редкая штука: аэросани.

Юлий Александрович всегда представлял свою продукцию лично. Так, построив паромобиль, он отправился в дальнее путешествие в Крым, и даже поднялся на Ай-Петри. На аэросанях он выехал на соревнование и победил, пройдя 46 верст за 1 час 9 минут и 14 секунд.

Но вскоре неугомонный производственник увлекся самой передовой техникой тех времен – аэропланами. И опять не захотел изобретать что-то свое, а начал сборку лучших на то время самолетов моделей «Фарман» и «Ньюпор». Облетывал его самолеты знаменитый русский авиатор Сергей Уточкин. А на «Ньюпоре» сборки «Дукс» Нестеров впервые в мире сделал «мертвую петлю».

Вскоре завод окончательно перешел на изготовление самолетов, став одним из передовых предприятий этой отрасли в России. Перед Первой мировой «Дукс» выпускал под сотню самолетов ежемесячно.

В 1914 году Меллер, взяв фамилию жены (он стал именоваться Брежневым), отправился с сыном в Германию, чтобы изучить, как там поставлено производство летательных аппаратов. Но начавшаяся война спутала все планы. Его заподозрили в шпионаже, посадили в тюрьму, а потом обменяли на двух бедолаг немцев, пойманных в России.

Революцию Юлий Александрович не принял и отбыл в эмиграцию. Его предприятие было национализировано и названо «Государственный авиазавод № 1». Именно здесь создал свою самую известную конструкцию Николай Поликарпов. Потом на заводе долгие годы делали самолеты «Миг». А в год столетия вдруг вспомнили, откуда что пошло и вернули предприятию старое название «Дукс». 

Комментарии (0)