Блоги

Заводы-перебежчики

12.11.2023, 22:09 4081 0 Александр Пикуленко

Выдержать размах Генри Форда не смогла даже Америка. Его потенциала, силы, идей, было столько, что заводы Генри Форда появились на всех континентах, за исключением Антарктиды. Конвейер, привычно ассоциируемый с его именем, был лишь удачной технологией, взятой из оружейной промышленности. А вот создание персональной автомобильное империи – это он сам, без подсказок, в силу масштаба личности. Огромной удачей для человечества оказалось отсутствие политических амбиций Генри Форда. Иначе Вторая мировая война обошлась бы без Гитлера и Сталина.

Промышленный старт Генри начал у себя в Дирборне, сделав точкой отсчета завод Рудж Ривер. Которого ему тут же стало мало, и он принялся строить следующий, а потом еще и еще. Но Рудж Ривер оставался для несентиментального Генри важным объектом биографии и потому постоянно модернизировался, хотя в характере хозяина хватало решимости на полный снос любого предприятия, чтобы быстрее и дешевле построить на этом месте более современный завод. Сотрудники компании никогда не знали заранее, какое предприятие пойдет под снос, какое модернизируют, а какое просто забросят, повесив на ворота замок.

Модернизировать Рудж Ривер Генри Форд позвал великого Альберта Кана, автора индустриализации Страны Советов. Решительный Генри обозначил задачу: вместо прежней модели Ford-T предприятие должно перейти на новейший Ford-A. Для этого требуется перестроить цеха, установить новое оборудование, изменить технологии. Завод встал на 18 месяцев, что непременно разорило бы любого другого промышленника. Но богатство Генри Форда уже позволяло останавливать одну из многочисленных площадок на невероятные полтора года. В отношении любого иного бизнесмена такой коммерческий риск можно было бы объяснить человеческой характеристикой – это его любимый завод. Но Генри подобным понятиям был чужд, зато он подсчитал предстоящую прибыль от запуска новой модели и был готов потерпеть.

Завод в Рудж Ривер получился бесспорным флагманом. Альберт Кан размахнулся под стать заказчику. Длина завода два с половиной километра, ширина – полтора километра. Железнодорожных путей внутреннего сообщения – 160 километров. Собственная электростанция, сталелитейный цех. Рудж Ривер стал заводом полного цикла, где привозное сырье превращалось в готовые автомобили.

Начав после реконструкции с модели Ford-A, предприятие расширило номенклатуру и производило комплектующие для других сборочных заводов, в частности для все еще востребованного Ford-Т, здесь же делали тракторы Fordson. Именно в Рудж Ривер во время войны выпускались знаменитые джипы и собирали, авиационные двигатели, про которые мало кто знает.

Главный, основной, самый ценный для Генри Форда завод Рудж Ривер остановили в 2004 году. К этому моменту 36 тысяч человек впускали здесь Ford Mustang. После остановки Рудж Ривер превратился в туристический объект и опять показал отменные цифры: ежегодно сюда приезжало по 150 тысяч туристов. Им тоже хотелось понять великого Генри Форда.

Забвение для престарелых промышленных площадок вполне ожидаемый виток истории. Иногда они исчезают излишне радикально, как это случилось с заводом ЗИЛ в Москве, иногда в старых цехах возникают художественные галереи или вполне полезные паркинги. Но завод Рудж Ривер, после паузы, вновь вернулся в строй. Став показательным перебежчиком. Теперь здесь выпускают автомобили, но электрические. Очередная реконструкция привела не к привычному расширению, а наоборот, сократила персонал, уменьшила завод и убавила товарную номенклатуру.

На историческом и самом прославленном заводе имени Генри Форда отныне производят пикап Ford F-150 Lightning. А главная особенность завода и вовсе уникальна. Тут нет конвейера. Что для Форда звучит ошеломляюще. Теперь каждый электромобиль Ford F-150 Lightning собирается на беспилотной транспортной платформе, которая возит будущий автомобиль от поста к посту, от операции к операции по всему заводу.

Модернизация привела к сокращению штата. Теперь на Рудж Ривер работает не сто тысяч человек, а только 750. Еще 1700 заняты подсборкой компонентов.

Мода на электромобили не пощадила не только самый главный завод Ford в мире. Она переформатировала еще два сопоставимо грандиозных для автомобильной истории человечества предприятия.

Завод Готлиба Даймлера в пригороде Берлина Мариенфельде. Колыбель серийного производства и автомобилей и двигателей внутреннего сгорания, построенный в 1902 году. Тогда здесь было занято 200 000 человек, что производило впечатление даже на Генри Форда.

Исторический завод в Мариенфельде памятен еще и великими именами людей, стоявших у колыбели автомобилизации.  Рядом с Готлибом Даймелром был Вильгельм Майбах и Борис Луцкой. И вот заводу предписано оставить в покое наследие и встать под реконструкцию. После которой он превратится в модную фабрику самобеглых электрических изделий. За 6 миллиардов Евро предприятие избавится от истории, и станет с нуля производить электродвигатели для всех товарных позиций концерна. После горячих моторов – холод бездушного электричества. Плюс увольнение персонала, которого не надо так много для выпуска безликих и неинтересных предметов на батарейках. Зато увеличится количество компьютеров на один рабочий стол, поскольку здесь же поселятся программисты, создающие софт для кофеварок, пылесосов и прочей электротехники, часть из которой будут автомобили.

Третий завод, бесценный своей историей, попавший под безжалостную реконструкцию – Horch в Цвиккау. Свою фирму неуживчивый Август Хорьх создавал дважды, поэтому он не только связан с предприятием имени себя, но и со знаменитой Audi, которую и создал после изгнания Хорьха из Horch.

Вторая мировая война отобрала у Августа Хорьха его детище и щедро поделилась с Германской Демократической Республикой, где нищие социалистические немцы начали мастерить пластмассовый Trabant. Но всю историю ГДР эту машинку любили и она, как смогла, добавила легендарности заводу в Цвиккау. Но когда Восточную Германию вернули немцам, тогда же потомкам Августа Хорьха вернули любимый завод.

Сегодня, там, где 65 лет собирали Trabant, делают исключительно электрические машины. Теперь это показательно современный завод мощностью 300 тысяч Volkswagen I.D. в год. Для сборки четырех моделей используются 1625 роботов. Но и людей не разогнали, оставив их для работы и воспоминаний. Примечательно, что во времена ГДР собирать Тrabant было столь тягостно, что вместо разбегающихся немцев приезжали неприхотливые вьетнамцы. И сейчас в Цвиккау именно их потомки оттеняют броскую картинку космического завтра своим не титульным обликом.

Превращение легендарных заводов в бездушные электрические фабрики болезненно воспринимается именно в связи с их грандиозными именами. Но совсем скоро такая участь реконструкции станет считаться огромной удачей. Поскольку старательно переделывать старое ради выпуска новейшего никто не станет. Возобладает китайский метод: снести и на этом месте построить заново. Как максимум: памятная табличка у входа и три строчки на сайте.

 

В статье использованы материалы пресс-служб Ford, Daimler-Benz, Volkswagen. Фото Irving R. Hakon, Ford, Daimler-Benz, Volkswagen.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)