БРЕНДОВ МЕНЬШЕ, ЛОКАЛИЗАЦИЯ ВЫШЕ — ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО?

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
19.08.2016, 18:48 3325 0


Совсем недавно японская компания Honda представила пятидверный вариант хэтчбека Civic нового, десятого поколения, который до России если и доедет, то лишь мелкими партиями и только по предзаказу. Увы, подобный сценарий теперь касается очень многих моделей от известных производителей. Импорт автомобилей в Россию существенно сокращается не только по количеству ввозимых машин, но и по числу наименований. Вместе с тем все большую долю на рынке занимают автомобили, произведенные на территории РФ, а уровень локализации их производства растет с каждым годом.

Как можно оценить эту ситуацию — в ней больше плюсов или минусов? 

Мнения экспертов

Считаю, что здесь конечно же больше минусов.

Выбор на рынке сокращается и от этого у потребителя меньше свободы и больше проблем. Мы возвращаемся к очень печальному варианту, когда у нас были «Жигули», «Запорожец», «Москвич» и «Волга». Разнообразием будет отличатся только лакшери-сегмент, который как ввозили, так и будут ввозить.

Во всем мире наоборот рынок стремятся насытить самыми разными автомобилями, чтобы покупатель мог выбрать любую подходящую ему модель, пусть даже очень странную. У нас же свободу выбора не любят, поэтому мы возвращаемся в знакомый нам мир.

Нынешняя ситуация типична только для современной России. В остальных странах, даже в развивающихся, выбор автомобилей не сокращается, а растет. Конечно, в отдельных странах иногда вводятся ограничения на ввоз, но все равно, на рынке представлены все основные модели. Ну например, Tesla в Китае: там правительство пытается развивать свой электротранспорт и не очень приветствует ввоз столь конкурентоспособных электромобилей, но машина все равно поступает и на рынке присутствует.

Да, ситуация такая на нашем рынке сейчас имеет место быть.

Доходы граждан снижаются, спрос сокращается и перемещается в сегмент, где доля локализации наиболее высока. А где локализация выше, там больше возможностей впихнуть автомобиль в наиболее востребованный ценовой сегмент, там у нас в стране сейчас выше всего спрос и больше потенциальных покупателей.

Конечно, то, что сейчас происходит на российском рынке, удручает. Я недавно смотрел статистику: за последний год с рынка России ушло более ста моделей!

У зарубежных производителей сейчас дилемма: остаться и торговать с убытками, так как цены в той же Европе или в Америке с российскими не сопоставимы, либо каким-то образом налаживать локальное производство. Вот только получается это не у всех. Да и не все к этому стремятся.

Почему та же Honda или Opel уходят из России? Да потому что объемы продаж даже до кризиса не сопоставимы с теми, что они имеют в других странах. И поэтому для таких компаний не имеет смысла строить заводы в России, ведь для этого надо продавать 50 или хотя бы 20 тысяч машин в год. А у нас продажи меньше 10 тысяч, а иногда и меньше тысячи. То есть производители подходят к данному вопросу, грубо говоря, с калькулятором: подсчитали, прослезились и решили, что лучше уйти.

Вот и сокращаются поставки, уходят бренды. Остаются на месте только представители премиум-сегмента, но это тоже признак кризиса, когда богатые богатеют, а бедные беднеют.

Короче, ничего положительного в том, что выбор автомобилей сокращается, нет. И повышенный уровень локализации эту проблему не решает.

Нынешняя ситуация будет продолжаться и дальше. Уровень локализации будет расти. Не исключено, что будет снижаться качество тех или иных автомобилей, особенно, если производитель захочет сэкономить и сделает выбор в пользу каких-нибудь не очень качественных комплектующих. Не секрет, что у нас частенько производятся машины, которых в той же Европе уже нет. И возможно, что таких устаревших машин у нас станет со временем больше. Можно ли переломить тенденцию и улучшить положение на рынке? Ответ на этот вопрос зависит от экономической и политической ситуации в стране.

Ах-ах, Honda не привезет нам новый Civic! Как же я расстроен! Еле слезы сдерживаю!

Не привезут — на здоровье! Не велика потеря. Honda не считает, что здесь можно заработать? Зато другие так считают. Машин, хороших и разных, красивых и мощных, недорогих и комфортабельных, в России завались! И это здорово, что наши власти беспокоятся о собственном рынке! То, что сюда пришли все производители и построили здесь свое производство — это здорово. А раз они построили здесь заводы, то им самим не нужно сюда завозить автомобили. Этого не хотят сами автоконцерны. Зачем им создавать себе конкуренцию?

А модельный ряд здесь в России очень широкий, ну просто очень! Российский автомобилист отнюдь не обделен в своем выборе. К тому же таможенные пошлины у нас одни из самых лояльных в мире! Хочется тебе машину, так притащи ее из-за рубежа, заплати пошлину и радуйся. Это тебе не Китай, в котором пошлина 400%.

Так что все хорошо, все спокойно. А программа автомобилизации в нашей стране выстроена очень грамотно. Она действует. У нас есть рабочие места и есть замечательные автомобили.

Нынешняя тенденция обусловлена сложившейся ситуацией на рынке.

В условиях кризиса люди покупают не то, что им нравится, а то, что они в состоянии купить. Соответственно уменьшается модельный ряд.

Здесь надо еще понимать одну очень важную вещь: есть модельный ряд, а есть такое понятие — как платформа. Количество платформ, на которых собираются модели, практически не изменилось. Не секрет, что Renault Nissan — это одна компания, и Peugeot Citroen — это одна компания. Можно и дальше перечислять. И у этих компаний не так много платформ, намного меньше, чем моделей. К примеру, на платформе того же Renault Logan производится, как минимум, 7 моделей. Ну а когда наступает кризис, люди начинают выбирать то, что подешевле, а производитель, не меняя платформу, начинает предлагать более дешевые варианты. Самих моделей становится меньше, но реального разнообразия, меньше не становится, потому что платформы все равно остаются одни и те же. Массовые модели остаются, а уходят модели экзотические, которые сделаны на базе массовых. Это все не так страшно и пугаться здесь нечему.

Очень важно, что уходят модели из среднего ценового сегмента. Остаются модели низшего сегмента, самого дешевого, и машины высшего ценового сегмента, самые дорогие. Это и есть признак кризиса.

С экономической точки зрения, здесь можно найти свои плюсы: благодаря большей локализации, создаются рабочие места и повышается загруженность заводов.

Ну а так как ввозимые машины из-за курса валюты становятся слишком дорогими для массового российского потребителя, высокая локализация делает автомобили более доступными и сохраняет хоть какой-то спрос. Обычный россиянин вынужден экономить и выбирает то, что соответствует его финансовым возможностям, а люди, у которых деньги есть, все равно машину купят, продается она в стране или нет.

Большой трагедии в том, что сокращается количество наименований на рынке, я не вижу. Мы с пустыми полками не останемся. На мой взгляд, ситуация не критичная.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Экспертное мнение

ОСАГО для нетрезвых в 5 раз дороже. Нормально?

20.09.2017, 22:57
1330 0
Экспертное мнение

Что делать с психом на капоте?

16.09.2017, 13:23
1232 0

Комментарии (0)