А ЕСЛИ ШТРАФЫ ПРИВЯЗАТЬ К ЦЕНЕ АВТОМОБИЛЯ?

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
01.04.2016, 13:21 19180 0


Заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов считает актуальным увязать размер штрафа за отдельные нарушения ПДД со стоимостью автомобиля. В частности московский чиновник предлагает такую параллель провести для тех, кого будут штрафовать за «опасное вождение». Мера адекватная или Ликсутов погорячился?

Мнения экспертов

Думаю, как всегда, желание получить побольше денег застилает разум. Я вообще противник того, чтобы делить страну по имущественному признаку. Тем более, что у кого-то может быть старый «кадиллак», который когда-то стоил дорого, а у кого-то может быть относительно дешевый автомобиль, но при этом доходы выше средних в четыре раза.

Возможно, такая привязка была бы оправданной, но только если она относится личным доходам. Но привязывать размер штрафа к автомобилю — это просто глупо. И потом, как быть с водителем автобуса, который стоит 500 тысяч евро? А как быть с водителями служебной машины? То есть, как ни посмотри, а эта инициатива — очередная глупость, продиктованная желанием взять денег побольше. Поэтому думаю, Максим Ликсутов и на этот раз ничего путного предложить не смог.

Что касается контрвыпадов депутата Лысакова, который призывал к обязательным работам и лекциям для нарушителей, то это мы тоже уже проходили: было время, когда водителей загоняли на лекцию о безопасности движения, а после этой лекции возвращали права.

На мой взгляд, у нас штрафы сейчас и так достаточно высоки. Бьют они по карману практически каждого автовладельца. Что касается привязки штрафа к стоимости автомобиля, то Ликсутов возможно хочет использовать соседский финский опыт, а там, в Финляндии размер штрафа действительно зависит от благосостояния гражданина и стоимости его автомобиля. Если речь идет об откровенных маргиналах, которые позволяют себе покупать “майбахи», «роллс-ройсы», «ферарри» и для которых штраф за превышение скорости в 5 тыс. рублей ничего не значит, то возможно такая привязка имела бы смысл. Но возникает вопрос — а кто будет определять уровень стоимости? Это сотрудник ДПС будет возить с собой справочники, чтобы в случае остановки такого водителя можно было бы определить размер штрафа? Да и какую шкалу для таких штрафов будут создавать? В процентном отношении к стоимости автомобиля? А как тогда быть с машинами подержанными? Слишком много вопросов возникает сразу.

Ведь в развитых странах, за исключением той же Финляндии может быть, штрафы все четко фиксированы (при этом они довольно высокие). Отчасти и с помощью этой фиксации достигается повышение правосознания граждан. Ну, и конечно нельзя сбрасывать со счетов еще один момент — там зарплаты и уровень жизни намного выше, чем у нас.

К тому же у нас в России очень часто автомобили премиум-сегмента покупаются в кредит — такая уж наша особенность. И теперь представьте — у человека кредит за машину, ипотека и прочие обязательства, а его останавливают и говорят: «Стандартный штраф за это нарушение 5 тысяч рублей, но поскольку ты едешь на «мерседесе» S-класса, то будешь платить 50 тысяч». Человек от такого просто с ума сойдет.

С другой стороны — пусть принимают. Может тогда у нас люди начнут думать по поводу системы, в которой мы живем?

Во-первых, когда говорят «ваш Ликсутов» или «наш Ликсутов», то я хочу подчеркнуть, что он не «наш», а казанский!

Ну а во-вторых, идея прикольная, но слабо выполнимая. Трудно представить, как это будет работать. Взятки будут больше? А если привяжут к штрафам электронным, то здесь надо попробовать, а потом уже решать. Но сама идея, на мой взгляд, идея интересная. Это как налог на роскошь — что-то похожее.

Мне кажется, все это будет очень сложно осуществить на практике. Слишком часто так случается, что люди, которые ездят на очень дорогих машинах, не имеют их в собственности. Я в этом вопросе сторонник европейской балльной системы, то есть размер штрафа связывается не со стоимостью автомобиля, а с безаварийностью и безопасностью езды. Есть штрафные баллы на твоих водительских правах или на твоем автомобиле, значит платить будешь каждый раз все больше и больше.

Теоретически инициатива Лискутова может и сработала бы, но только если бы у нас была налажена работа в плане регистрации автомобиля, документов и т. д. Но сегодня все это хлипкое и довольно хаотичное, поэтому у нас привязывать штрафы к стоимости автомобиля нельзя.

На Западе практикуется размер штрафа по величине дохода, то есть если ты богатый человек, то и штраф с тебя будет соответствующий, и наоборот. Похожая инициатива у нас не прошла, потому что у нас многие люди скрывают свои доходы и выявить реальный уровень благосостояния невозможно. Сколько раз мелькало в новостях, что у безработного москвича угнали, к примеру, «порш кайенн».

Инициатива Ликсутова сомнительная, потому что существует масса непродуманных нюансов. А что если человек взял машину в прокат или покататься у друга? Или, например, человек управляет служебным автомобилем, да хоть автобусом. Слишком много дополнительных вопросов возникает.

Если его инициатива соответствует тому, что об этом пишут СМИ, то, безусловно, погорячился. Погорячился, хотя бы потому, что это социально несправедливо. Закон и ПДД не имеют отношения к марке автовладельца и его состоянию. Закон един для всех — это главный постулат любого демократического общества.

Да и какая мне разнится, кто там будет лихачить — на «приоре» с номерами 05 или на «ферарри».

По-моему, бред полный. Да, я понимаю, что люди, у которых дорогая машина, могут платить больше, но это же откровенная дискриминация. Ликсутов уже ввел правило, согласно которому стоимость эвакуации автомобиля зависит от лошадиных сил. Получается, что автобус какой-нибудь дизельный с двухлитровым мотором эвакуировать дешевле, чем какую-нибудь маленькую машинку с двигателем под 400 л.с. - ее эвакуировать дорого. Это же безумие!

То же самое и со штрафами. А если за рулем дорогого авто сидит просто частный водитель, с зарплатой в 40 тысяч рублей? Ему потом хозяин и скажет: «Знаешь что, Алеша, штраф — это твоя проблема».

Остается только надеяться, что в жизнь это воплощено не будет.

Надо все сначала продумать тщательно, прежде чем принимать. Тот же термин «опасная езда» - кто и как ее будет квалифицировать?

Эта инициатива Ликсутова будет нормальной, если будет заранее оговорено, кто владелец автомобиля. Если я взял машину своего начальника откуда-нибудь с мойки? И что, мне припаяли штраф за не мою машину? В любом случае, надо прописывать все нюансы, прежде чем вводить в силу какие-то правила.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Комментарии (0)