ПЛАТНЫЙ ВЪЕЗД В ГОРОДА И ВЕСИ — В ЧЕМ ОТЛИЧИЯ ОТ ЕВРОПЫ?

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
07.06.2016, 18:50 30499 0


В скором времени у нас примут закон, позволяющий региональным властям разного уровня вводить платный въезд на подотчетные им территории. Автомобилисты по понятным причинам возмущаются, чиновники ссылаются на вполне успешный европейский опыт. Ведь действительно в нескольких городах Европы въезд в центральную часть уже давно сделали платным. Но применим ли у нас этот опыт в полной мере, если нет, то почему? И как подобные меры можно было бы сделать более приемлемыми в российских условиях?

Мнения экспертов

Как показывает европейский опыт, в том же Лондоне или в Гетеборге, пробок автомобильных меньше не стало и въезжающих в город машин меньше не стало.

Зато городская казна получила там приличную сумму. Наша власть преследует те же самые интересны.

Платный въезд ни в коей мере не уменьшит трафик. Особенно в Москве, которая устроена так, что автомобилисты, переезжая из одного района города в другой, просто вынуждены попадать в центр.

Если региональным властям дадут такое право — устанавливать платный въезд — то это приведет к удорожанию всего. Допустим, какая-нибудь местная власть запретит фурам с продуктами проезжать через свой городок, ну а так как расстояние увеличится, то и конечная стоимость тех самых продуктов вырастет. Таким образом все ляжет в конечном итоге на потребителя.

Увы, в последнее время все наши законы, которые принимаются, преследуют только одну цель — наполнение бюджета. А все разговоры о том, что этот закон принесет гражданам пользу — чистой воды лицемерие. За счет автомобилистов просто пополнят бюджеты и ничего более.

А уповать на европейский опыт не стоит. В Швеции, к примеру, попытка сделать въезд платным стоило мэру Гетеборга его места. Да и правящая партия в местном парламенте потеряла голоса — на следующих выборах она пролетела с треском. В Лондоне, спустя три года после введения платного въезда в центральные районы города, было официально признано, что уменьшения транспортного потока в английской столице не произошло.

С одной стороны это правильно и хорошо.

Да, такая мера и поток сократит, и дышать станет чуть-чуть легче, и джигиты безумные перестанут по Москве рассекать — все это хорошо. Но только с одной стороны. С другой — честным автомобилистам придется каждый день платить.

Как-то эту меру надо смягчить. Сделать ее более адекватной. Может стоит ввести платный въезд по четным и нечетным дням, к примеру, или по номерам.

Ну и понизить зарплату чиновникам, чтобы они прочувствовали на собственной шкуре, как ездить по платным дорогам. Что касается платы, то наверное в Москве — это не более 300 рублей. Не более!

В любом случае, документ этот надо еще дорабатывать и дорабатывать, я считаю. Иначе будут ездить одни только богатеи. У нас и так центр города стал выставкой достижений европейского автопрома, а с платным въездом там вообще одни только «роллс-ройсы» останутся.

Они любят ссылаться на европейский опыт, но дело в том, что, во-первых, далеко не во всех городах Европы введен платный въезд в центр.

Во-вторых, многие города от этого идиотизма отказались. Например, в Париже практику с въездам по четным и нечетным номерам отменили. Есть в Риме один день в месяце, когда автомобилистов просят не въезжать в центр, именно, что просят! То есть, опыт европейский в этом вопросе весьма противоречивый.

Почему-то у нас, когда начинают говорить о поборах, сразу вспоминают Европу, а когда речь заходит о доходах, то сравнения уже не действуют, о них забывают.

Там живут совсем по другим правилам, по более человеческим. Когда человек ограничивает себя и отказывается, к примеру, от въезда в Лондон, он понимает, какая ему от этого в конечном счете может быть польза. У нас все наоборот. У нас все подчинено пополнению дырявого бюджета. Просто у наших чиновников уже не осталось иных способов пополнения бюджетов кроме людей, точнее, наших с вами кошельков. Нефть подешевела — источники иссякли. А сделать что-то путное, дать людям возможность зарабатывать, они не могут.

Главное, что ничего не предоставляется взамен — никаких преференций, никаких парковочных мест, ничего в виде компенсаций за платный въезд. Если бы мне сказали, что вы благодаря платному въезду в центр получите чистый воздух, удобный транспорт, тысячи новых парковочных мест, то я бы платил за въезд спокойно. Но ведь ничего этого нет!

Когда наши чиновники говорят о якобы успешном европейском опыте и о том, что во многих городах введен платный въезд, то они нас, мягко говоря, пытаются ввести в заблуждение. Эти города в Европе можно пересчитать по пальцам одной руки — их пять! Более того, многие крупные европейские города отказались от такой практики: власти там пытались ввести платный въезд, но из-за протестов и всеобщего недовольства эти решения были потом отменены. Со временем стало ясно, что регулировать движение можно совсем другими способами, гораздо более цивилизованными и эффективными. Эти способы стали применять во многих развитых странах мира. А Лондон нам здесь не показатель. Лондон пускай как хочет, так и живет. Они нам не указ и не пример.

В Европе приходят к тому, что надо регулировать движение, а не просто поборами заниматься. А у нас всего лишь пытаются пополнить пустую казну.

Для того, чтобы были хоть какие-то плюсы в этом законе, надо систему налаживать, а не с кондачка решать. Хоть кто-нибудь из них в метро спускался хоть раз? Пусть сначала транспортную систему наладят. А относительно пробок, так ведь это система саморегулирующаяся во многом: пусть человек сам решает — ехать ему в пробке или не ехать.

Прежде чем платный въезд вводить, надо сначала изучить общественное мнение по этому поводу, общественные слушания провести, посоветоваться с людьми. Но у нас ничего этого не делают.

Увы, но я не сомневаюсь, что этот законопроект примут во всех чтениях.

В животном мире очень часто встречается, особенно у приматов, такое свойство, как подражание.

Если горилла или мартышка видит какое-то интересное, с ее точки зрения, действие или движение, то она пытается это движение повторить. То же самое можно спроецировать на наши региональные власти. Давайте, в качестве примера, посмотрим на славный город Чебоксары. Тамошние чиновники, глядя на Москву, решили сделать платные парковки в городе. А Чебоксары — это сравнительно небольшой провинциальный город, где пробок не бывает в принципе. И парковки в Чебоксарах по большей части пустые. Но местные власти все равно решили московский опыт перенять. На днях должны появиться три большие платные парковки. Наверняка здесь можно обнаружить какие-то незаконные схемы, но тем не менее, платные парковки в Чебоксарах будут. Кстати, сразу появилась какая-то московская компания готовая внедрить эти паркоматы.

Еще один пример — это как власти в Чебоксарах, по московскому примеру, решили сделать автобусную полосу. Выбрали самый широкий проспект в городе, где пробок не бывало даже в случае крупного ДТП, и выделили на этом проспекте полосу для автобусов шириной аж 5 метров! Ну а чтобы никто на нее не заезжал, повесили там камеры. Напомню, что это все на проспекте, где пробок не бывает вообще.

Все это - обычное обезьянничество и подражание, по другому я назвать такое не могу.

Если в Москве и Петербурге платный въезд, скажем, в часы пик еще можно было бы сделать, то давать право региональным властям копировать такие решения — это очень неразумно.

Конечно европейский опыт у нас применим.

И я думаю, что это хорошая идея. То есть в центр въезжает тот, кто действительно может себе это позволить. А если позволить не может, то как раз для него строятся все эти перехватывающие парковки. А центр он не такой уж большой и по нему вполне комфортно перемещаться на общественном транспорте. Захотел человек приехать в центр, чтобы в магазин сходить, постричься или еще зачем, пожалуйста: оставляй машину на перехватывающей парковке и пользуйся общественным транспортом. А сейчас у нас получается, что в центр приезжают все, кому не лень.

Ну а магазины, которые сейчас кричат, что вот мол, у них товар — так используйте тот же опыт Европы и завозите весь товар ночью. Я не думаю, что у вас молоко закончится через два часа от торговли вашей. А если закончится, значит плохо изучаете свою статистику продажи. Так что все только ночью пусть завозят.

То есть я к тому, что надо сделать въезд в центр город доступным тем, кто может себе это позволить. Приехал в центр, оставил машину на платной парковке. А резиденты, я не думаю, что за молоком на машине ездят.

Повторю, что идея хорошая, но, как я часто говорю, все зависит от того, в чьи руки она попадет. Может получится так, что все закончится банальными поборами. Разумеется, эта инициатива должна быть реализована только в крупных мегаполисах. Я не вижу смысла вводить такую меру в той же Твери. Там и центр совсем небольшой, его можно пешком пройти, да и дорог больших нет. Опять же, надо демонстративно показать, как это работает, чиновникам, то есть въезд для чиновников должен быть гораздо дороже, чем для обычного жителя. Объясню почему: это его удобство, и он также может доехать до перехватывающей парковки, а затем на метро или, так как у нас любят ставить в пример Лондон, на велосипеде до своего места работы. И простой гражданин будет знать, что для чиновника въезд намного дороже, а если он с мигалкой подъезжает к месту работы, значит ему зарплата это позволяет и мы будем это прекрасно понимать. В любом случае, надо начать с чиновников, чтобы показать, что они такой же народ, как и мы. А те автомобилисты, которые считают, что все это очередные поборы, увидят, как чиновники платят, и все их сомнения, я думаю, развеются сразу.

В полной мере европейский опыт у нас применить невозможно, потому что инфраструктура наших городов, особенно в центральной части, сильно отличается.

В европейских городах людям очень часто вообще не обязательно въезжать непременно в центр, потому что все блага цивилизации они смогут найти и за пределами этой зоны (магазины, кинотеатры, кафе и т. д.). Возьмите, к примеру, Хельсинки — да там машины не могут въезжать в центр города, но они могут проехать в любую его часть под городом. А у нас, если в какой-нибудь Туле ввести платный въезд в центр, то там ведь за пределами этого центра вообще нет цивилизации.

Что касается платного въезда у нас, то, на мой взгляд, стоит поэкспериментировать только с Москвой. Может быть самый центр стоит сделать пешеходным, но он должен быть пешеходным для всех. Если делать в пределах Садового кольца, то это очень неудобно, потому что на нем все вокзалы расположены. По Бульварному кольцу — ну возможно. Эта инициатива, в принципе, нужна. Но я не уверен, что она нужна сейчас.

Если все-таки въезд сделают платным, то, по-моему, он должен быть не больше 100 рублей. Однако вводить его надо лишь после того, как будет налажена инфраструктура возле МКАДа. Автомобилям надо где-то быть, а просто выдавить их из одного места в другое — это бессмысленно.

Все будет зависеть от того, какой город.

Если это Москва, то я за, а если это какой-нибудь город Евпатория, то я против. Когда есть задача ограничить трафик, то платный въезд можно рассматривать, как адекватную меру, но в маленьких городах смысла в ней нет никакого. К тому же в отдельных городах, если региональные власти захотят взять пример с московских коллег, ввести плату за въезд в центр будет крайне сложно. Например, в Симферополе такое провернуть практически невозможно, я это заявляю с полной ответственностью, потому что хорошо знаю географию города.

Возможно, что вводить такое ограничение в Москве и в Петербурге надо, и не только в них — лично видел города, где собираются огромные пробки.

Ну если брать такой город как Киев, где я живу, то я в принципе не против, потому что там центр совсем небольшой — его можно пешком обойти.

Все зависит от того, какой именно будет эта платная территория! Если она будет слишком большой, то это вызовет противоречия, а если центр — это пятачок небольшой, то почему нет. И, конечно, сумма за въезд должна быть не более 1 доллара.

Конечно, у Киева есть проблемы и с пробками и с загазованностью, как у любого мегаполиса. Но платный въезд здесь ни к чему. Я не думаю, что это выход.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Комментарии (0)