12 ноября президент России Владимир Путин прибыл с рабочей поездкой в Ярославль. Первой остановкой вертолёта, на котором президент облетал предприятия и знаковые места Ярославля, был Ярославский моторный завод (ЯМЗ). Там, на встрече с рабочими, Путин сделал ряд важных для автопрома заявлений. Одно из них касалось продолжения программы утилизации автопрома в России. Президент пообещал государственную поддержку автопрома в 2017 году.
«В этом году общий объем поддержки автопрома составил 65 миллиардов рублей, - сообщил президент. - Если бы этой поддержки не было, а она у нас осуществляется по очень многим направлениям: от субсидирования приобретения машин до закупок и обновления транспорта, скажем, школьных автобусов, спецтехники для системы жилищно-коммунального хозяйства и так далее, - если бы этой поддержки не было, то у нас было бы сокращение рынка на 30-40 процентов. Что будет сделано в следующем году, я пока не смогу сказать, мы как раз этим занимаемся… Я сейчас просто боюсь забегать вперед и боюсь называть конкретные цифры или конкретные направления, способы этой поддержки пока преждевременно, но она будет», - подчеркнул глава государства.
«Нам удалось не только сохранить сегмент в сфере производства легковых автомобилей, но и даже чуть-чуть увеличились продажи грузовиков и автобусов. Это вот такая наша общая победа, потому что это реально требовало от нас усилий», - заявил президент.
Эксперт «Ассамблеи автомобилистов» Михаил Мулюкин пояснил, как именно нам удалось увеличить продажи отечественных грузовиков:
«Сегодня у КАМАЗа все карты на руках — на рынке тяжелых грузовиков поддержка отечественного производителя осуществляется посредством тех же таможенных и утилизационных сборов. КАМАЗ выигрывает на внутреннем рынке за счет цены — иностранные грузовики теперь слишком дороги. В результате, модель 5490 сегодня стала моделью №1 в России и среди новых магистральных тягачей занимает первую строчку по продажам. При этом, КАМАЗ 5490 — это по сути «Мерседес» со значком КАМАЗа. Да, определенная доля локализации там имеет место, но это все равно «Мерседес». Отсюда возникает вопрос — кто здесь «свой», а кто «чужой»? Таким образом мы вернулись опять к сути господдержки. Одно дело, когда субсидируется покупка машины, то есть стимулируется потребительский спрос, и совсем другое, когда просто выделяются деньги из бюджета»
Президент также заверил, что программа утилизации автопрома будет продолжена.
«А я не вижу оснований ее прекращать. А какие основания? - спросил он. - Я потом скажу, кто и как это придумал, когда камеры выключат, но это мы думали так настойчиво над этим, имея виду ограничения Всемирной торговой организации»