Международная команда социологов изучила мнение людей о том, как должен поступать автомобиль в случае «моральной дилеммы», когда ему необходимо выбрать между жизнью пассажира и окружающих. Как выяснилось, люди в целом, поддерживают идею минимизации жертв, однако до тех пор, пока речь не заходит об их собственной жизни, пишет Science.
Было проведено шесть опросов с помощью сервиса Amazon Mechanical Turk, в которых проверялось отношение участников к моральным аспектам поведения автомобиля в критической ситуации. В опросах приняли участие почти две тысячи человек, которые заполняли анкету за вознаграждение.
Участники должны были оценить по стобалльной шкале, как следует вести себя беспилотному автомобилю, едущему на высокой скорости, в случае когда на дороге внезапно появляются пешеходы (их количество варьировалось). Часть добровольцев заполняла анкету, в которой на месте пассажира находился абстрактный человек, а другая часть представляла в таком автомобиле себя самого.
Участников также спрашивали о том, какой беспилотный автомобиль они бы выбрали для собственного пользования — тот, который запрограммирован жертвовать пассажирами или тот, который будет жертвовать пешеходами.
Исследования показали, что в среднем большинство людей предпочитают жертвовать пассажиром ради безопасности большого числа людей. Количество «голосовавших» за безопасность окружающих менялось в зависимости от количества пешеходов. Почти 75% участников предпочли спасти жизнь пассажира, когда на дороге был один пешеход. Однако когда пешеходов было пять — процент упал до 50, а когда 100 — до 20. Причем значение оставалось приблизительно одинаковым, когда человек представлял себя на месте пассажира.