Блоги

ALFA-ROMEO. 110 ЛЕТ НА ДОРОГАХ

03.11.2020, 15:37 714 0 Александр Пикуленко

Навряд ли есть автомобильная фирма с более свирепой эмблемой. Действительно, кто согласится совмещать на радиаторе автомобиля многообещающий символ крестоносцев и дракона, заканчивающего поедать какого-то несчастного. В эмблеме Alfa-Romeo скрыты глубокие исторические мотивы: красный крест перекочевал с флага миланского муниципалитета, кровожадный дракон – символ древнего рода Висконти, некогда правившего Ломбардией. Впрочем, дракононосные машины погубили за всю свою историю куда меньше людей, чем Mercedes, Ferrari, Lancia и Bugatti. Ведь выпускали Alfa-Romeo всегда в очень небольших количествах. Но обо всем по порядку.

С 1906 года в Портелло, что под Миланом, собирал свои автомобили французский подданный Александр Даррак. Сегодня марка «Darracq» мало что скажет человеку несведущему в автомобильной истории. Но в начале 20-го века она пользовалась большой популярностью.

Однако этого оказалось недостаточно, чтобы завоевать Италию. Экономические трудности, а также интерес публики к более престижным и мощным моделям не позволили производителю небольших французских автомобилей утвердиться на итальянском рынке. Но в извечном соперничестве Милана с Турином, где вовсю развернулся Fiat, Ломбардии негоже было терять единственный автомобильный завод. И тогда итальянские акционеры выкупили старое производство.

Так в 1910 году родилось акционерное общество «Ломбардская фабрика автомобилей» или «Alfa». Ее первенцы ничем не выделялись на фоне других европейских автомобилей. Например: модель 1910 года, сделанная главным конструктором Джузеппе Мерози, с каркасным кузовом от Castagna, ацетиленовым освещением с колесами на деревянных спицах и четырехцилиндровым мотором с боковыми клапанами и несъемной головкой цилиндров.

В 1911 году Мерози создал модель 15 Corsa. Это была первая Alfa, окрашенная в ярко красный цвет, официальный цвет Италии на гонках Гран-при. С намалеванными от руки буквами «ALFA» и номером эта машина выехала на гоночную трассу. Робкой попытке Мерози противостояли более совершенные Delage, Mercedes, Peugeot и Fiat.

Следующая гоночная Alfa появилась уже после Первой мировой. Модель 60 Corsa была мощной, 82 л.с. и быстрой, 147 километров в час. На трассе в Мюджелло пришел и первый успех.

Но с современной точки зрения наиболее интересной в довоенной истории  была модель 60 Aerodinamika. Ее сделали на фирме Castagna на основе идей Графа Марко Рикотти. У нее был каплевидный алюминиевый кузов с гнутыми стеклами. Хотя тогда подобные эксперименты упирались в жесткие каноны рамного шасси. Например, никому в голову не приходило изменить высоту рамы или форму и расположение радиатора. Зато впервые в мире изогнули стекла. Надо думать это стоило немалых трудов.

В 1915 году, когда производство достигло тысячи автомобилей, фирму покупает инженер Николо Ромео. Его имя, служившее в то время гарантом надежности, осталось неразрывно связанным с автомобилями, выходившими из ворот фабрики в Портелло.

Первая машина под названием Alfa-Romeo появилась в 1920 году. Это была модель 30 ES. За ней последовала усовершенствованная Tipo RL, весьма популярная.

В 1923 году гонщик Уго Сивоччи перед гонкой Тарга-Флорио изобразил на боку своей RL четырехлистный клевер «на счастье». И счастье улыбнулось, Сивоччи победил. А вслед за ним на финиш приехали еще две таких машины. Суеверным итальянцам не могла не импонировать идея, превратить четырехлистник в символ всех спортивных машин Alfa-Romeo.

После нескольких победных гонок на фирму заехал неожиданный гость – индийский раджа, имя которого в истории затерялось. Но он заказывает красивый дорожный кузов из алюминия. Через много лет эта машина вернулась из Индии и с тех пор стоит в заводском музее.

История Alfa-Romeo чем-то похожа на творчество Пикассо: розовый период, голубой. Менялись главные конструкторы, каждый из них привносил свой характер и стиль. И, хотя известность пришла еще в бытность главным Мерози, все же спортивная индивидуальность и яркие триумфы – это заслуга Витторио Яно, пришедшего на фирму в 1923-м.

Тогда он привнес в компанию шестицилиндровые моторы с двумя верхними распредвалами, наклонными клапанами и полусферическими камерами сгорания. Эти решения дожили до наших дней. Правда, в 50-х количество цилиндров вновь сократилось до 4-х. Однако повинны в этом были исключительно налоги.

Итак, главный конструктор Яно, прежде всего он создает два «монопосто» - одноместные гоночные машины для больших призов: P2 и Тipo. Первую в 1924-м и вторую в 1932 году. Рядные восьмерки с механическими нагнетателями «Roots» и двумя распредвалами. Легкие и прочные шасси, ведомые лучшими пилотами тех лет Антонио Аскари, Луи Широном и Аттилой Варзи, они выиграли у Mercedes, Bugatti, Talbot.

Двадцатишестилетний Энцо Феррари начал свою карьеру гонщиком на P2. А затем организовал свою команду при Alfa-Romeo. Ярко-красные со сверкающими на солнце спицами и размазанными по всему внутреннему диаметру колес барабанами тормозов – эти машины были созданы, чтобы побеждать.

В 1934 году Варзи, Широн и Тросси дают первый бой главному противнику – немецким командам. И через год на Гран-При Германии Тацио Нуволари обходит пятерку Mercedes и четверку Auto-Union. Его первое место вызвало негодование Фюрера. Славные арийские парни проиграли у себя дома. Кстати, Энцо Феррари говорил о Нуволари, что тот входил в поворот быстрее, чем подсказывал ему его водительский инстинкт, и что Тацио всегда боролся, неважно за первое или десятое место.

И обычные дорожные автомобили того периода обладали неприкрытым бойцовским норовом. Прежде всего почти гоночными шести и восьмицилиндровыми моторами. Главной звездой была Alfa-Romeo 6S Gran Turismo, 150 л.с., 170 км в час, разгон до сотни за 10 секунд, два места, два аккумулятора для четырех мощных прожекторов, бак на 100 литров. Тонкие металлические сетки закрывали фары и радиатор. Это не для красоты, чего только ни попадало в автомобиль на тогдашних европейских дорогах.

Кузов 6S Gran Turismo нарисовал Zagato, сделали их всего 320 штук.

И еще одна забавная история. На всех моделях Alfa-Pomeo вплоть до начала 50-х руль устанавливался с правой стороны. Нет, конструкторы не были англофилами, и в Италии никогда не существовало левостороннего движения. Дело в том, что довольно долго попросту не было проблемы загруженных улиц, обгонов, сложных развязок. А при встрече на дороге владельцы моторов с удовольствием притормаживали для светской беседы. А наибольшую трудность при вождении особенно на горных дорогах представлял контроль за правой бровкой. Угодить в кювет на отвратительной дороге при плохом освещении да еще в туман. Нет уж пусть руль будет справа.

А спортивные Alfa-Romeo добивались в тот период замечательных успехов в Ле-Мане, Миле-Милья, Монте-Карло, Монце и многих других соревнованиях. 30-е стали поистине золотой страницей в анналах фирмы. Как ни странно, это случилось благодаря покровительству одной из наиболее мрачных фигур в истории Италии – Муссолини. Фашистское правительство, воспользовавшись мировым экономическим кризисом, поспешило национализировать значительную часть промышленности и банков Италии, завладев в том числе и основным пакетом акций Alfa-Romeo. Попав под контроль государства, компания вынуждена была выполнять военные заказы. Удачные технические находки и разработки в области авиастроения конструкторы сразу же переносили на автомобили. В итоге появилась великолепная Alfa-Romeo 8C 2900 37-го года. Ее по праву называют лучшим в мире спортивным автомобилем той эпохи. С кузовом родстер и новомодным аэродинамическим купе, сделанным из крылатого металла, они были почти недоступны рядовому покупателю. Во всем мире ими владели 30 человек. Собственно, столько этих машин и сделали.

А для спортивных утех по приказу главного конструктора Горацио Сатта великий Джоакимо Коломбо создает Alfa-Romeo Grand Prix с центральным расположением двигателя. У модели 512 мощность достигала 320 лошадиных сил, а скорость 300 км в час. Но погоняться она не успела, началась Вторая мировая война. И только после нее история Alfa-Romeo получила свое продолжение.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)