Блоги

АВТО ДЛЯ МУЗЫ

23.12.2017, 11:50 22197 0 Денис Орлов

Владимир Владимирович Маяковский прекрасно чувствовал эпоху и увлекался всеми новыми достижения техники. Как-то он сказал Пастернаку: «Вы любите молнию в небе, а я в электрическом утюге». Но а в след за почтением к электроутюгу у Маяковского проявился закономерный интерес к автомобилю. В 1922 году он даже начал писать сценарий «Эпопеи в 50 пробегах» под названием Бенц № 22, который, правда, так и не осилил.

Но в любви к автомобилю призналась любимая женщина. Тем более, что она Лиля Брик, и по совместительству Муза. И, когда в 1927 году поэт поехал в Париж, она писала ему: «Очень хочется автомобильчик. Привези, пожалуйста! Мы много думали о том, какой и решили лучше всего Фордик. 1) он для наших дорог лучше всего. 2) для него легче всего доставать запчасти. 3) он не шикарный, а рабочий. 4) им легче всего управлять, а я хочу управлять обязательно сама. Только купить надо непременно Форд последнего выпуска на усиленных покрышках-баллонах с полным комплектом всех инструментов и возможно большим количеством запчастей».

Брик тут же занялась изучением автомобиля. По мере роста ее технической осведомленности конкретизировались и ее требования к будущему автомобилю. Она писала: «Про машину не забудь. 1) предохранителю спереди и сзади (т.е. бамперы – примечание автора). 2) добавочный прожектор сбоку. 3) электрическую прочищалку для переднего стекла. 4) фонарь сзади с надписью Stop. 5) обязательно стрелки электрические, показывающие, куда поворачивает машина. 6) теплую попонку, чтобы не замерзала вода. 7) не забудь про чемодан и добавочные колеса сзади. 8) часы с недельным заводом. Цвет и форму кузова на твой вкус. Только, чтобы не была похожа на такси. Лучше всего взять Бьюик или Рено, только не Амелькар. Завтра утром отправляюсь учиться».

20 октября 1928 года Маяковский писал Брик из Парижа: «Парижских ауспеций не видать (мелкие лекциишки). Вся надежда на Малик. Хочет подписать со мной договор, в зависимости от качества пьесы. Усиленно дописываю. Ввиду сего на машины пока только облизываюсь. Смотрел специально автосалон». Но Лиля Брик не унималась и почти каждый день отправляла Владимиру Владимировичу письма и телеграммы. «Неужели не будет автомобильчика, а я так замечательно научилась ездить!!! Пожалуйста, привези автомобильчик !!!!!» В тот же день: «Телеграфируй автомобильные дела Твоя Киса». Еще через несколько дней: «Что с Рене Клером? Если не хватит денег, то пошли хоть (через Анторг) 450 долларов на Фордик без запасных частей. Запчасти в крайнем случае можно достать для Форда здесь.»

И вот, наконец, долгожданный ответ из Парижа 10 ноября 1928 года: «Покупаю Рено. Красавец серой масти, 6 сил и 4 цилиндра. Кондуит-интерьер. 12 декабря поедет в Москву. Приеду около 8. Целую. Люблю».

Рано или поздно Рено добрался до Москвы, и сразу появились новые дела и новые заботы. Сам Маяковский машину водить не умел и поэтому пришлось искать шофера. Лиля рвалась за руль, но пускать ее туда надолго было не очень осмотрительно. После недолгого поиска водителем Маяковского стал московский таксист Афанасьев.

В марте 1929 года поэт еще раз едет в Париж. Вдогонку ему пришло письмо от Лили Юрьевны, в котором речь, естественно, шла о запчастях. 5 апреля 1929 года «Милый Володик, посылаю тебе на всякий случай Афанасьевские требования. Двумя крестами отмечены вещи абсолютно необходимые, одним крестиком – необходимые, а без креста – очень нужные. Лампочки, в особенности большие, посылай с каждым едущим, а то мы ездим уже с одним фонарем. Когда последняя лампочка перегорит, перестанем ездить. Их здесь совершенно невозможно получить для нашего типа Рено.»

Хотя официально машина принадлежала Маяковскому, то есть он стал, пожалуй, самым первым частником в СССР, пользовалась ей Брик. Обслуживали машину к тому времени уже два водителя: Афанасьев и Гамазин.

Покупка автомобиля не прошла незамеченной в литературных кругах. Именно коллегам, менее талантливым и более голодным, полагалось первыми осудить этот поступок. Именно им поэт написал «Ответ на будущие сплетни»:

 

Скажите, правда ль, что Вы

Для себя авто купили в Париже?

Конечно да, купил и бросьте трепаться

Довольно я шлепал дохл и тих,

На разных кобылах-выдрах

Теперь забензинено шесть лошадих

В моих четырех цилиндрах.

 

Поэта нечасто видели в Рено. Во всем, что касалось автомобиля, инициативу проявляла Лиля Брик. А после смерти Маяковского автомобиль так и остался у нее.

Ну а что, собственно, привез из Парижа Владимир Владимирович? Renault NN2. Самый дешевый автомобиль из выпускавшийся тогда гаммы 1929 модельного года. Моторчик был по объему меньше литра, 950 кубиков, мощность около 20 л.с. Максимальная скорость 65 км в час. Машина, которая так осложнила жизнь Маяковскому и которая так приятно разнообразила жизнь Лиле Брик, не сохранилась.

Фото А. Родченков

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)