Блоги

Автомобиль будущего

26.02.2019, 14:15 1540 0 Александр Пикуленко

В начале 90х группа отечественных инженеров КБ «Март» решила построить автомобиль будущего. Параметры в него закладывались самые перспективные, необычные и передовые. Но с чистого листа ничего специально не изобретали – брали то, что уже существовало в состоянии перехода от теории к практике. Это не значит, что самым современным в машине был бы аналог молотка или наковальни, автомобиль был именно из будущего.

Но дело в том, что наша оборонка шла с таким опережением реальности и времени, что открывшиеся на тот момент тайны позволили инженерам-энтузиастам не тыкаться в поисках, а взять готовое, отработанное хотя бы в теории. Например, на машину, получившую имя Экстремист планировали поставить «силиконовую руку» — систему распознавания предметов на дистанции 3-5 км, ныне вполне состоявшуюся в виде активного круиз-контроля, хотя и не столь дальнобойного. «Силиконовая рука» тогда уже была и занималась на наших вертолетах распознаванием проводов электропередачи, заранее предупреждая пилота о необходимом изменении высоты. Вместо приборов готовилась система передачи визуальной информации непосредственно на сетчатку глаза водителя. Двигатель грезился аксиальным (семь цилиндров!) и он уже был в натуральную величину (НАМИ-АР7.2), хотя даже сейчас не все слышали о его существовании.

А еще всерьез разрабатывался автопилот. Чтобы водитель садился в салон и, как извозчику, приказывал – «Трогай! К «Яру!» и «Экстремист» несся в ресторан «Яр». Задумывался и аварийный режим. Когда, например, человеку хотелось бы порулить самостоятельно и он садился за руль и ехал. Но ровно до тех пор, пока не учинял аварийную ситуацию. Тогда «Экстремист» начинал бы бороться за жизнь человека своим умом и отбирал управление, срочно выкручиваясь и решая проблему. Алгоритм затевался на основе нечеткой логики и тоже уже существовал в товарном виде, самостоятельно выбрав для посадки нашего космического «Бурана» более оптимальный аэродром.

И вот именно с автопилотом и нечеткой логикой инженеры себя одернули и от задачи отказались. Они полагали, что заходят слишком далеко и даже если электроника окажется умней и полезней водителя, человеческий разум в экстремальной ситуации может не справиться еще с одной вводной, когда и без того страшно и надо действовать на рефлексах, а тут еще сама машина забирает управление на себя и начинает крутить рулем и куда-то не туда ехать.

А, вдруг, человек просто сойдет с ума от перегрузки? Решили, что отстранять его от управления еще рано. И построили автомобиль без этой особенности. Посмотреть на Экстремиста можно было на выставке «Автоиндустрия-92», он там красовался в виде макета в натуральную величину (длина 3840 мм) и был столь необычен, что автомобиль в нем угадывался далеко не с первого взгляда, хотя пришельцем из будущего выглядел однозначно.

Человеку начала ХХ века, когда автомобиль был развлечением и не подразумевал транспортных преимуществ, стоя в одном ряду с остальными забавами вроде патефона, бенгальских огней и канализации, управлять можно было только лошадью. А она выступала не исполнителем воли человека, а союзником в выполнении задачи и часть управления всегда держала у себя. Всадник знал, что на коротких аллюрах правильней преодоление препятствия (канавы, бревна) оставить на усмотрение лошади и она сама разберется, как лучше поступить – перепрыгнуть или перешагнуть. В гужевом исполнении диапазон принятия решения был еще шире.

Широко описанная в литературе особенность лошадей самостоятельно находить дорогу к дому масштабно использовалась подвыпившими возницами, когда тело отказывалось от управления и падало в солому, а кони сами брели к заветным воротам конюшни и безошибочно привозили человека домой, основываясь на показаниях собственного навигатора, автопилота и круиз-контроля. Поэтому в то время мысль о полной передаче управления любому транспортному средству и подавно выглядела логичной и никого не изумляла.

Сейчас идея отстранить человека от управления автомобилем уже перестает пугать и начинает выглядеть спасением. Но не из-за достигнутого техникой уровня развития (достигнуто еще не все), а из-за интеллектуального оскудения среднестатистического человека. Он все примитивней, слабей разумом и ленивей нутром. Ему все меньше хочется думать, учиться, соблюдать ПДД, и чем бы то ни было управлять. Компьютерным симулятором или iPhone – сколько угодно, а настоящим автомобилем… эй, где тут такси?

К тому же все достижения цивилизации затеваются в Америке и иногда в Европе, а там с применением проще. Проводов больше, народ послушней, видеокамеры на каждом углу. Запустить пилотный проект самостоятельного автомобиля-робота с нечеткой логикой лет через пять станет возможным, а затем и необходимым.

У нас в России все сложней. Машина с любым процессором и какой угодно логикой самостоятельно доедет лишь до Вышнего Волочка, где и скончается, сгинув в снегу, разбившись о встречный КАМАЗ или погибнув в яме.

А еще неловко обозначается главнейший вопрос – кого полиции штрафовать, ежели что?

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)