Блоги

АВТОМОБИЛЬ ГЕНРИ И ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ КЛАРЫ

23.03.2021, 19:12 1995 0 Александр Пикуленко

Бензин или электричество? Впервые за последнее столетие оба варианта спорят за внимание и кошельки автомобилиста.

А как было сто лет тому назад? Ответ на этот вопрос дают две машины: легендарный Ford Т 1921 года выпуска и электромобиль Detroit Electric coupe 90, выпущенный в 1922 году. Именно на нем ездила жена Генри Форда Клара Эти автомобили сохранили в рабочем состоянии сотрудники музея Генри Форда в Дирборне. Изредка на них дают проехать особо уважаемым гостям.

В 1921 году модель Т приближалась к пику своей популярности. И хотя Генри Форд не очень любил менять что-либо в этой, по его мнению, совершенной конструкции, продажи росли.  

Управленцы из «Detroit Electric» тоже считали свои электромобили превосходными и не меняли конструкцию с 1914 года. Но в 1922 году продажи электромобилей начали падать. А ведь тогда, впрочем, так же, как и сейчас, делать электромобили было дорого. Поэтому Detroit Electric и позиционировал свое электро-купе как роскошное средство передвижения. И действительно, салон купе Клары Форд отделан в стиле английской гостиной времен короля Эдуарда. Плюшевые ковры, драпировка, вазы для цветов и мягкий, прошитый широкими батонами диванчик у заднего окна. Это место водителя и пассажира. А в передней части расположилось удобное ковшеобразное сидение, которое может поворачиваться, и маленький пуфик для четвертого пассажира. Восемь гигантских окон с изогнутым по углам стеклом были новинкой того времени. Они пропускают внутрь много света. Двухцветная окраска электромобиля, черная с голубым, смотрится очень эффектно. А качество полировки вызывает уважение и сегодня. Современные краски такой глубины не дают. А самое главное, у «Detroit Electric» закрытый кузов. Такой электромобиль стоил две тысячи девятьсот восемьдесят долларов. Сегодня это тридцать восемь тысяч пятьсот. Та же, машина на которой дали проехаться нам, была сделана по индивидуальному заказу для Клары Форд, и стоила почти четыре тысячи долларов, что равно шестидесяти одной тысячи пятистам долларом в современных деньгах. После многообразия такого грубого механизма как Ford Т в электромобиле все проще. Как только вы входите, именно входите, внутрь высокого кузова и садитесь на задний диванчик, остается сделать всего три движения: подвиньте к себе два рычага от стойки двери, первый – это такой непривычный руль, второй – джойстик управления с педалью и четырьмя фиксированными положениями. На полу у диванчика две педали, большая – тормоз и поменьше – задний ход.  Технически Detroit Electric koupe 90 не очень сложен. Педаль газа связана с барабаном котроллера, который находится под сидением водителя, аккумуляторы расположились в ящиках на носу и корме. Вообще-то изначально это купе было оборудовано никель-железной батареей Эдисона емкостью 24 киловатт/часa, запаса энергии в которой хватало на 128 километров пути. Оригинальную батарею сохранили как музейный экспонат. A сегодня электромобиль ездит на обычных автомобильных свинцово-кислотных аккумуляторах. Электромотор постоянного тока мощностью 10 лошадиных сил стоит под кузовом и напрямую соединен с редуктором заднего моста. Тормоза механические и только на задние оси. Подвеска рессорная. «Detroit Electric» сразу готов к поездке. Повернем рукоятку в первое фиксированное положение, и машина начинает движение. Конечно его потряхивает, и он очень валкий, но после Ford Т удивительно тихий. Из звуков только жесткое клацание контроллера под тобой и завывание электромотора. Это не идет ни в какое сравнение с Ford Т с его вибрациями, шумом и необходимостью множества действий. «Detroit Electric» развивает всего 25 километров час. Этого было вполне достаточно для тех времен. Ведь в городе, где они обитали, скорость ограничивали десятью милями в час. И хотя рулить при помощи поводка очень непривычно, тихая обстановка, благодаря прекрасной шумоизоляции, в окружении мебели, похожей на уютную гостиную, делают езду расслабленной и умиротворенной. 

Такие автомобили как «Detroit Electric» были популярны среди врачей, которым требовался быстрый и надежный запуск. И среди тех богатых горожанок, которые предпочитали чистую без грохота и запаха машину. Притом что многие из них и не думали держать электромобиль у себя дома Некоторые владельцы конюшен мгновенно сориентировались и предложили вечером забирать машину на зарядку а утром пригонять его обратно. И такая услуга пользовалась немалым спросом. Конечно Кларе Форд это было не нужно, Генри к этому времени уже стал миллионером и жили они в большом поместье, где был и гараж и механики.

«Detroit Electric» невзирая на победное шествие автомобилей построил свой последний электромобиль перед Второй Мировой в 1939 году, сделав с 1907- ого всего 13 тысяч экземпляров.

Разве можно сравнить это с Ford Т, выпущенным тиражом в 15 миллионов автомобилей!

И вот что удивительно: несмотря на то что прошло сто лет, как и в случае с современными электромобилями, трудно не полюбить «Detroit Electric coupe 90», когда вы на нем поездили. Комфорт, тишина, и удивительная легкость управления.

На фоне электромобиля от  «Detroit Electric»  бензиновый Ford Т выглядит как старый скряга рядом с юной модницей. Сидения самой простой формы, обитые искусственной кожей на тканевой основе, а деревянный пол покрыт резиновым ковриком. У машины есть складной верх, но нет боковых окон. Да здесь и водительской двери тоже нет. Только задним пассажирам разрешается входить и выходить из машины с любой стороны. Что касается цвета, так все знают, что он такой же, как у всех девятисот семидесяти одной тысячи шестиста девяти машин, выпущенных в том далеком году.

Конечно, уровень роскоши отражается на стоимости. К 1921 году Генри Форд снизил базовую цену своей машины до трехсот семидесяти долларов. Это пять тысяч триста долларов нашего времени. А та машина, которая побывала у нас в руках, стоила четыреста долларов.

Первая же попытка тронуться с места на Ford Т поможет понять всю привлекательность «Detroit Electric». Из всех преимуществ Ford это наличие модного и очень нужного электростартера. Ведь все знают, как Генри Форд не спешил внедрять новинки. Но электропуск не делает Ford Т сразу готовым к поездке. Ведь прежде чем его завезти, надо вытянуть ручку подсоса, то есть прикрыть воздушную заслонку карбюратора. Потом проверить затянут ли ручной тормоз до упора назад. А следом надо найти под рулем рычажок опережения зажигания. Он оказался слева, и его надо повернуть до упора. Затем, найдя правый рычажок, это ручной газ, поставить в пятое или шестое положение. А следом повернуть ключ зажигания в положение «аккумулятор». Вот теперь нажимаем кнопку стартера, и мотор оживает. Поворачиваем ключ зажигания в положение «магнето», и теперь можем ехать.

Кстати, в руководстве по эксплуатации осталась инструкция, как запускать мотор вручную. Аккумуляторы тех времен не очень долго держали заряд. Так, рычажок опережения рекомендовали устанавливать на три или четыре щелчка, но предупреждали, что это увеличит риск отдачи. После этого рекомендовали несколько раз провернуть мотор рукояткой и после этого, повернув ключ зажигания в положение «магнето» и поставив флажок газа на «девять часов», требовали взять рукоятку левой рукой ладонью вверх открытым хватом, чтобы при отдаче двигателя назад, рукоятка не дернула за руку и не вывихнула плечо. Также рекомендовали держать подальше свое лицо во избежание ударов. После этого надо было резко крутнуть рукоять, и двигатель должен был запуститься.

У Ford Т бензиновый мотор объемом 2,9 литра. В нем нет водяной помпы, бензонасоса. У него однокамерный карбюратор с падающим потоком, а установленный на маховике магнит дает энергию для свечей зажигания. Вместе распределителя у Ford Т четыре катушки зажигания. Мощность этого мотора 20 л.с. при тысячи шестистах оборотах в минуту. И, конечно, знаменитая двухскоростная планетарная коробка.

В кабине вроде бы три привычных педали под ногами. Но они не исполняют привычные нам функции. На деле это выглядит так: левая педаль управляет не только сцеплением, но и первой и второй передачами, в нейтрале автомобиль удерживает ручной тормоз, правая педаль включает тормоз коробки передач. Чтобы тронуться надо отпустить ручник, дать немного газа, отпустить правую педаль и нажать левую педаль до пола. В этот момент включается первая передача, и автомобиль едет. Как только он чуть-чуть разогнался, надо переключиться на вторую передачу. Убираем рукой газ, отпускаем левую педаль до половины, зажимаем рычаг ручного тормоза, отпускаем левую педаль до конца. Включается вторая передача, отпускаем рычаг тормоза. Дальше уже можно ехать, не переключаясь. Тяговитый мотор это позволяет.

Чтобы остановиться, надо нажать левую педаль до середины, нажать правую педаль до конца и убрать газ. Для полной остановки можно затянуть ручной тормоз. Он действует на задние колеса.

Чтобы поехать назад, надо удерживать левую педаль в среднем положении и нажать среднюю педаль в пол, при этом ручной тормоз должен быть в среднем положении. Включается задний ход. 

Хотя Ford Т можно разогнать до 65 километров в час, нервы современного водителя больше 30 километров час не выдерживают. Уж очень тяжел и не информативен руль, чрезмерны крены. Ведь у машины нет ни амортизаторов, ни стабилизаторов поперечной устойчивости. А тормозной путь даже на этой скорости, как у современного грузовика.

Все это позволяет пожалеть водителя Ford Т. Ведь его руки и ноги находятся в постоянном движении. Он подвергается воздействию вибрации  звуков и запахов. Но в тоже время в этом автомобиле несомненно есть что-то очаровательное. Ведь это машина, которая устраняет почти все барьеры между организмом и механизмом. Водитель Ford напрямую связан с процессом подачи топлива в двигатель и с его зажиганием, в то же время он буквально манипулирует внутренними элементами трансмиссии своими двумя ногами. Его первобытная грубость заставляет водителя объединиться с машиной. Вождение Ford Т – это большая работа, но это также и форма машинной магии. Ведь модель Ford Т была создана для того, чтобы ехать куда-угодно, как только вы научились на ней ездить. И помчалась Америка на четырех колесах и бензиновом моторе, как тогда казалось, в очень светлое будущее.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)