Блоги

АВТОМОБИЛЬ РВЕТСЯ В НЕБО

03.09.2019, 20:52 6335 0 Александр Пикуленко

Самый известный летающий автомобиль – DeLorian, который, впрочем, не взмывал в небо, а лишь стелился над землей благодаря воздушной подушке. А вот авиационный инженер Молт Тейлор в 1949 году действительно создал такое транспортное средство, и в 1956-м получил на него летный сертификат Федерального управления гражданской авиации США. Увы, тогда подобные модели не были востребованы, и далее шести опытных экземпляров дело не пошло.

Затем наступило некое затишье, и лишь в 2000-х вновь был зафиксирован всплеск интереса к такой технике, ведь изобретательская мысль не стоит на месте, к тому же появились новые технологии и материалы, и, что не менее важно, люди, имеющие деньги и готовые вкладывать их в рискованные стартапы. Как результат, сегодня в разных странах реализуется около 150 проектов летающих машин! Реализовать их пытаются как маленькие фирмы, так и гиганты индустрии – Boeing, Airbus, и даже Rolls-Royce да Aston Martin. Замечу, здесь мы говорим именно о тех конструкциях, которые не только летают, но и ездят как обычные машины, поскольку есть продукты, прекрасно чувствующие себя в небе, но плохо передвигающиеся по асфальту.

Уже определились два пути. Первый – управляемый летающий автомобиль. Второй – беспилотники. Например, Uber планирует в 2030-2035 годах предложить такси-автопилот с вертикальным взлетом и возможностью передвижения по дорогам общего пользования. Обещают, что они смогут перемещать пассажиров по тарифам, превышающим стандартные расценки такси всего в 11 раз при очень серьезной экономии времени.

Пока реализации таких проектов мешает ряд барьеров. Один из них – отсутствие инфраструктуры. Это не только места взлета и посадки, но и диспетчеризация процесса: нельзя просто поднять в воздух сотни летающих устройств, которые станут там передвигаться хаотично. Причем диспетчеризация должна быть автоматизирована, ведь тот же Uber полагает, что, скажем, на Лос-Анджелес даже на первом этапе потребуется около 3 тыс. таких машин, каждой из которых ежедневно будет пользоваться от 8 до 12 клиентов. А, например, сопровождение VIP-пассажиров в парящем Rolls-Royce потребует и дополнительных летательных аппаратов для кортежей.

Другая проблема – технологии. Всем хочется сделать продукт  экологически чистый и бесшумный, иначе возмущенных граждан будет тьма. Но шумность – серьезная проблема. Всякий летающий автомобиль – конструкция винтокрылая, а сколько она создает шума, чтобы поднять хотя бы свой вес, можно понять по вертолетам. Однако пока путей решения вопроса нет.

Следует заняться и законодательством, хотя этот аспект – самая простая часть, достаточно доработать уже существующие нормы. Какая разница, каким будет ДТП – когда одна машина ударила другую сбоку или упала сверху? А применительно и к автотранспорту, и к малой авиации, и даже к беспилотникам законы  в большинстве развитых стран есть.

Увы, с Россией все куда сложнее. С одной стороны, наш инженерно-технический потенциал значительно превосходит, например, чехов да голландцев, которые сейчас пытаются изобрести летающие машины. Так, еще в начале 2000-х центр прототипирования Владимира Пирожкова вместе с ОКБ Миля разработал макетный образец транспортного средства, способного преодолеть по воздуху до 700 км, а приземлившись, двигаться как прочие автомобили. И наша физико-математическая школа по-прежнему является одной из лучших в мире: по тем же автопилотам, начав с нуля, мы быстро наверстали страны, ставшие заниматься этим лет на десять раньше.

Вместе с тем, у нас нет основы – той самой системы малой авиации, на которую активно опираются и европейцы, и американцы, у которых развита сеть небольших аэродромов. Да и на уровне законодательства вопросы в этой сфере не решаются десятилетиями. Наконец, я вижу явный дефицит инвесторов, желающих вкладывать деньги в подобные проекты.

А ведь для нашей страны летающий автомобиль – не роскошь, не «приблуда», а жизненная необходимость. Это вид транспорта, который позволит заселить те части России, в которые нормальных дорог мы не проведем – страна большая, и строить их подчас просто невыгодно: там нет ни грузовых, ни пассажирских потоков: трасса получится и «золотая», и ненужная. Зато, получив возможность быстро достичь какого-то культурного и делового центра, развитой медицины, люди позволят себе осваивать неудобья – они будут знать, что всегда остаются в зоне доступа, и уж как минимум «скорая» к ним попадет довольно быстро. При этом именно летающий автомобиль может быть эффективней вертолетов, зависимых от погоды и весьма дорогих в эксплуатации – проще и выгоднее пролететь на машине 40-50 км из райцентра в отдаленную деревню, а там уже передвигаться на колесах.

В отличие от Запада, где такой транспорт не более чем способ повысить уровень комфорта, для нас это один из стимулов развития страны, решения ее экономических и демографических проблем. Но если уже сейчас нам не заняться всем комплексом развития летающих машин, то уже через 10-15 лет, когда планируется их массовое внедрение, Россия вновь окажется в роли догоняющей или вообще за бортом глобального процесса.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)