Автомобили-амфибии москвичам на заметку
В августе московские автомобилисты получили ценнейший опыт жизни на воде. И мы прекрасно понимаем, что опыт этот не последний. Ведь говорят же, что всемирное потепление опустит нас под воду. А кто знает, может это опускание наступит быстрее, чем мы думаем? И наступит оно, если не в отдельно взятой стране, то в отдельно взятом городе! Поэтому к вопросу о будущем надо отнестись серьезно. Вот народ суетится по поводу электромобилей и беспилотников всяких. Говорят, мол, в них наше будущее. А может о другом надо подумать? Так давайте же вспомним о замечательных помощниках, которые спасут нас, если мы вновь окажемся на московских улицах после дождя — об автомобилях-амфибиях!
Что можно выделить из этой чудо-техники? На самом деле, выбор не так уж мал и есть компании, специализирующиеся на такого рода автомобилях достаточно давно. Например, основанная в 1999 году, английская частная компания Gibbs Technologies — это самый известный сегодня разработчик плавающих автомобилей и квадроциклов.
Братья и сестры Gibbs
В 2003 году Gibbs Technologies представили трехместную модель Aquada, которая на тот момент была быстрейшей амфибией в мире. В 2003 году Aquada установила новый мировой рекорд скорости для амфибий, разогнавшись на воде до 52 км/час. А в 2004 году бизнесмен Ричард Бренсон переплыл на этой машине Ла-Манш за 1 час 40 минут, поставив еще один рекорд.
На асфальте Aquada тоже не была тихоходом: 175-сильный роверовский мотор V6 (работал в паре с 5-ступенчатым автоматом) разгонял машину до 160 км/час. Управлять амфибией помогала регулируемая гидропневматическая подвеска.
Увы, Aquada уже снята с производства и сейчас компания Gibbs переключилась с легковушек на разработку плавающих грузовиков. Есть модели весьма продвинутые, например, полноприводная 6,6-метровая Humdinga на 6 пассажиров и 750 кг груза или 9-метровый Phibian, вмещающий до 15 человек и 2 тонны груза. У последнего аж два дизеля, по 250 лошадиных сил каждый.
Как мы упустили WaterCar Panther
Известная американская фирма WaterCar тоже в деле с 1999 года. Вот только реальную модель удалось выпустить лишь десять лет спустя, в 2010 году. Но зато какую! WaterCar Python официально занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый быстрый плавающий автомобиль в мире! Под капотом у Python находился V8 от Chevrolet Corvette, который на суше выдавал 640 л.с., а в воде – 500 л.с.. Мощность подталкивала к скоростным подвигам: на воде машина набирала рекордные 96 км/час, а на земле разгонялась до 96 км/час всего за 4,5 секунды!
Увы, Python так и остался прототипом, а вот модель 2013 года Panther вошла в серию и принесла пусть и не очень большой, но коммерческий успех. В основе амфибии – каркас из легких труб, обшитый стеклопластиковыми панелями. В результате, 4-местный аппарат весит всего 1,3 тонны. Роль двигателя выполняет 3,7-литровый V6 мощностью 250 л.с., работающий в паре с 4-ступенчатой МКПП. К силовому агрегату пристыкована запатентованная фирмой раздаточная коробка, передающая тягу за задний ведущий мост и водометный движитель.
Стоит WaterCar Panther $155 000. В 2014 году амфибию даже хотели привезти в Россию и здесь продавать за $230 тысяч. Но почему-то идея не была воплощена в жизнь. Судя по последним событиям, с отказом поторопились. «Гелендвагены» стоят дороже, а в них по Яузе не погоняешь.
Автомобиль на подводных крыльях
Вот кто делал по-настоящему выдающиеся амфибии, так это легендарная швейцарская компания Rinspeed. Слово «легендарная» здесь вполне уместно, потому что основанная в 1979 году Франком Риндеркнехтом компания придумывает и изготовляет потрясающие концепт-кары. Некоторые из них она производит самостоятельно малыми сериями и продаёт, но чаще просто продаёт технологии более крупным фирмам. В модельном ряду Rinspeed есть автомобили-подлодки, одноместные спорткары, множество беспилотных электрокаров, ну и конечно же амфибии.
В 2004 году в Женеве был представлен прототип Splash. Причем это был самый настоящий автомобиль-катер на подводных крыльях! На суше боковые крылья прятались в кузов, а заднее поднималось к корме на манер спойлера – никогда не догадаешься, что это амфибия. В воде Splash расправлял крылья вниз и в стороны с помощью гидросистемы.
Ходовые качества машины впечатляют: благодаря подводным крыльям, Splash набирает на воде ход порядка 45 морских узлов, то есть 83 км/час! В движение на воде амфибию приводит 3-лопастной гребной винт на выдвижной поворотной колонке. Сам винт и ведущие колеса крутит 2-цилиндровый турбомотор Weber (0,75 л), работающий на природном газе и развивающий 140 л.с. За счет углепластика Splash весит всего 825 кг, поэтому на асфальте он тоже хорош: до 100 км/ч разгоняется всего за 5,9 секунды, а его максимальная скорость доходит до 200 км/час.
Oh, ja! Das ist fantastisch!
И наконец знаменитый автомобиль-амфибия Amphicar 770, который, в отличие от всех выше перечисленных машин, выпускался не поштучно, а массово, точнее будет сказать — сотнями, в год.
Кабриолет Amphicar придумал немецкий конструктор-самоучка Ганс Триппель, начавший конструировать амфибии еще до Второй мировой войны.
Amphicar имел задний привод, по воде он перемещался за счет водоизмещающего кузова и двух гребных винтов сзади. Поворачивался Amphicar в воде за счет передних колес. При этом нижняя кромка дверей была ниже ватерлинии, что повышало комфорт, но требовало постоянного контроля. На всякий случай была предусмотрена водоотливная мотопомпа. Амфибия оснащалась 1,1-литровым мотором от британского автомобиля Triumph Herald 1200, форсированным до 43 л.с. и работающим в паре с 4-скоростной «механикой». На воде мотор обеспечивал скорость около 11 км/час, а на шоссе – до 112 км/час.
С 1961 по 1965 год на заводе выпустили 3 878 амфибий. Большая часть экспортировалась в США. К сожалению, машина получилось дороговатой: до $3000 в США и 12 000 дойчмарок в Европе. Понятно, что массовый спрос не возник. К тому же амфибия внешней красотой, прямо скажем, не блистала, а для американцев она оказалась еще и маловата.
Однако Amphicar все равно вошел в историю, а коллекционеры по всему миру гоняются за ним с большим энтузиазмом. Может в нашей стране кто-нибудь тоже заинтересуется столь полезным раритетом?
Комментарии (0)