АВТОМОБИЛИ-ОГНЕБОРЦЫ
Столетие автомобильной пожарной охраны, которое мы празднуем в этом году, - это история борьбы человека с самим собой. Еще в 1711 году датский посланник в Москве сокрушался: «Случись пожар – где спасаться? Все вокруг деревянное, а пожарные учреждения плохи». В те годы в пожарные команды набирали выбракованных солдат и опозоривших себя горожан. Москва за свою давнюю историю два десятка раз выгорала полностью и больше сотни раз в значительной части. Да только ли Москва?
2 мая 1917 года житель Барнаула затопил баню. В результате этой «маевки» сгорело сорок кварталов города. Погибло 300 человек. Даже сегодня, когда разработаны самые совершенные способы тушения, а люди просвещены и образованы, пожары остаются самыми частыми и трагическими техногенным катастрофами. Главным союзником человека в борьбе с огнем в 20-ом веке стал автомобиль.
История пожарных автомобилей в России
Но мы вернемся в конец 19-го века, когда автомобиля еще не существовало, а над каждым пожарным депо возвышалась каланча. В Москве уцелело несколько таких зданий: неподалеку от станции метро «Сокольники», возле метро «Сокол» и на Селезневке. На самой верхотуре сидел сигнальный, в обязанности которого входило, чуть завидев дым, поднимать особые знаки оповещения – шары. По комбинации шаров наблюдатели других пожарных депо определяли номер пожара от первого до пятого. Пятый и сегодня самый высокий. Тогда все бросались на выручку.А выезд пожарного обоза никого не оставлял равнодушным. Предоставим слово современникам: «Впереди верхом скакал вестовой, который знал о точном месте пожара. Далее ехала большая повозка с людьми, запряженная четверкой с развивающимся знаменем части с изображением ее пожарного знака. Затем мчались несколько бочек с водой, запряженные парами. Затем везли на четверке повозку с лестницами, крюками, баграми, рукавами и прочими снарядами. И наконец, ехал паровой насос. Бочки и лестницы сияли свежестью окраски. Металлические части машины и инструментов были отчищены до яркого блеска. Ночью пожарные ехали с пылающими факелами из ведерок с керосином на палках. И это было феерическое, даже какое-то адское, зрелище.» Эти воспоминания М.Богословского относятся к концу прошлого века. А самому известному московскому летописцу В.Гиляровскому довелось стать свидетелем, как на первом московском пожарном автомобиле брандмейстер тщетно удирал от пожарного обоза, запряженного отличными лошадьми.
Так чем же взял автомобиль конную тягу? Увы, не скоростью. И не возможностью перевозить больше груза. А возможностью быстро выехать из депо.
Первый в России пожарный автомобиль построил механический завод Густава Листа, чьи помещения и ворота, украшенные скульптурами кузнеца и литейщика, сохранились напротив Кремля на Софийской набережной возле нынешнего особняка посольства Великобритании. Шасси взяли заграничные. Однако вскоре выгодные заказы на пожарные автомобили достались и русским автомобилестроителям, компаниям Фрезе, Леснер и Руссобалт.
Комментарии (16)