Блоги

Британская кошка

16.01.2023, 18:15 819 1 Александр Пикуленко

У этой фирмы было двое основателей, хотя гораздо чаще упоминается только одно имя – сэр Вильям Лайонс, бессменный президент великого «Jaguar» на протяжении нескольких десятилетий. Но есть и вторая, не менее значительная фигура, сэр Вэлмсли, которого тоже, кстати, звали Вильям.

Познакомились они в 1921 году в Блэкпуле, где у Вэлмсли был налажен свой бизнес. Он мастерил мотоциклетные коляски марки «Swallow», а Лайонс ездил на мотоцикле. Даже в наши дни владельцу мотоцикла требуется обладать навыками слесаря, а в те годы тем более. Однако Лайонсу претила унылая возня с железками. Он предпочитал рисовать. И вскоре мотоцикл Лайонса стал чинить Вэлмсли, а коляски «Swallow» приобрели новую внешность.

На следующий год в фирме «Swallow Sidecar Company» появился второй компаньон. Лайонс с головой вошел в дело. Друзья быстро наладили производство десяти колясок в день. Кузов делали из алюминия, полировали до блеска и покрывали лаком.

Понятно, что молодые предприниматели мечтали об автомобиле, и понятно, что их не устраивала ни одна из действующих моделей. Так что свой автомобиль им пришлось делать самим.

Первую машину построили в 1926 году. Ее сделали из привычного им алюминия, но решили непременно покрасить. И это не смотря на то, что их неокрашенные, сверкающие на солнце полированным алюминием мотоколяски пользовались большой популярностью. А ведь не всякая краска хорошо ложится на алюминий.

А тут еще Лайонс решил, что цвет должен не просто украшать, но и зрительно удлинять машину. Точнее не цвет, а сочетание светлой и темной эмалей. Длины, хотя бы зрительно, очень не хватало кургузому «Austin Seven», чье шасси было выбрано компаньонами.

В те годы это был самый доступный автомобиль, эдакий английский вариант «Ford Т». Маркетинг новинки проводили по-домашнему, среди знакомых владельцев мотоциклов с колясками.

На новой фирме с «Austin Seven» сотворили чудо. Накрыли радиатор полированным кожухом, напоминавшим ветеранам Первой мировой капот биплана, поставили V-образное ветровое стекло, бамперы, габаритные фонари, обили салон кожей.

Стоила такая машина 187 фунтов. Для сравнения коляска «Swallow» стоила 25 фунтов. Сочетания цветов кузова и крыльев были самыми разными: слоновая кость и пурпур, или темная вишня; небесно-голубой и темносиний; нежнокремовый и коричневый. В окраске соблюдался незыблемый стилистический принцип тех лет, крылья темнее, кузов светлее. Верхняя часть закрытых кузовов всегда была того же цвета, что и крылья.

Радости начинающих автопроизводителей не было предела, когда «Austin» выделил под переоборудование пятьдесят своих машин.

Заказ означал признание. И компаньоны ни на что не жаловались, хотя работали над полученными машинками прямо в вагонах. Больше было негде. Небольшая мастерская в Блэкпуле уже не соответствовали их планам, и в 1927 году производство переехало в Ковентри. Готические стрельчатые арки собора Ковентри, смотревшие в окна конторы, могучий средневековый замок Уорвик на холме чуть поодаль, — все это явно повлияло на линии кузовов, лаконичные и стремительные.

Лайонс был талантливым художником и легко впитывал идеи. С самого начала фирма обретала свое лицо. Ведь Ковентри и Бирмингем – центры машиностроения, автомобильная мекка Великобритании. Там строили автомобили Elvis, Austin, Daimler, Humber, Lancaster, Singer и Triumph. Было на кого оглядываться и от кого ожидать ударов в конкурентной борьбе.

Сначала Лайонс построил несколько кузовов на базе «Fiat 509» и «Wolseley Hornet». А затем, как-то неожиданно, наступило затишье.

Надо было обкатать опробованные на «Austin» кузовные очертания, изогнутые стекла кузова, козырек над V-образным ветровым стеклом, как английская кепи, надвинутая на глаза. Новую машину явили миру в 1931 году и нигде-нибудь, а в Лондонском зале «Олимпия». Это было купе «SS-1» с вытянутым вперед огромным, почти уродливым, носом-капотом и крошечным приплюснутым салоном и закругленными почти овальными окошками. Такие окошки – еще одна черта проявляющегося стиля.

 Шестицилиндровый двигатель мощностью 46 л.с. разгонял «единичку» до 130 км в час, что было очень неплохо.

Предлагали и четырехцилиндровую модель «SS-2». Все бы ничего, но возможности покупных моторов быстро закончились. И Лайонс, всегда легко сходившийся с людьми, переманил к себе тех, кто мог сделать его машину мощнее, а значит и быстрее.

Это были Генри Хейнц и Гарри Веслейк. В тот же год Вэлмсли покинул фирму, и она перешла в полное распоряжение 33-летнего Лайонса. Он зарегистрировал фирму «SS Cars Limited», и его машины быстро упрочили славу скоростных спортивных автомобилей с достойной ценой.

Их с удовольствием заказывали молодые люди, такие же как хозяин. Собственно, Лайонс и работал для них, потому что прекрасно представлял их потребности. Он был одним из них. На каждой машине он ездил сам, и кроИл машину по себе.

Конечно, Лайонс имел возможности создавать машины подороже, на них, наверное, нашлись бы покупатели. Стоило только устроить шумный дебют, или удачно выступить на кольце в Брукландсе. Но Лайонс решил остаться верным идее недорого мощного автомобиля. Тем более, что в те времена никто лучше Гарри Веслейка не умел форсировать моторы.

А в 1935 году он спроектировал новую головку цилиндров с верхними клапанами. Первый мотор, развивающий 100 л.с. поставили в обычный четырехдверный «SS». А осенью 1935 года в Лондонском «Мэйфайер» Отель Лайонс показал «SS-100», легкую двухместную открытую машину и объявил за нее очень привлекательную цену 385 фунтов.

Автомобиль получился очень красивым. Огромные плоские фары, радиатор, затянутый частой сеткой, широкие распластанные крылья и низкий ребристый капот. По середине капота, там, где сходились стойки, стягивающие крылья, красовалась овальная бляха с цифрой 100. Такова была мощность, и ровно 100 миль в час могла развить эта незаурядная модель. И название ей дали новое «Jaguar», ведь не зря говорят, что имя определяет и характер и судьбу.

У «SS-100» был младший брат «SS-90», которому не досталось ни славы, ни покупателей. С марта по сентябрь 1935 года сделали только 23 штуки, скорее для испытаний чем для продажи. А продавать стали более мощную модель. Создавали обоих братьев по принципу, который придумал Хейнц – первый главный конструктор фирмы, «cutting and shutting» - обрезание сверху и укорачивание в длину.

Двигатели были очень неплохи. Из шестицилиндрового Веслейк сначала сделал семидесятисильный мотор для «SS-90», а затем стосильный для «SS- 100». Более скоростная сотка получила надежные тормоза с гидравлическим приводом «Girling».

Об «SS-100» заговорили. Фирменный стиль в ту пору большей частью определяла носовая фигура, украшавшая пробку заливной горловины радиатора. И хотя «SS-100» успел приобрести несколько только ему присущих черт, дилеры настаивали, чтобы появился броский символ, как крылатая буква «Б» у Бентли или взлетающий аист  у «Hispano-Suiza». Глава отдела рекламы и сбыта Рэнкин пригласил скульптора Гордона Кросби и набросал эскиз прыгающей кошки.

Во время Второй мировой в разрушенном Ковентри выпускали бомбардировщики и легкие внедорожники. После окончания войны Вильям Лайонс, предвидя негативную реакцию на название фирмы, схожее с названием элитных подразделений Третьего рейха, заменил аббревиатуру SS на «Jaguar Car Limited». Так в 1945 году родилась новая автомобильная фирма.

Правда первый послевоенный год «Jaguar» закончил с убытками. Предвоенные разработки хоть и продавались, но покупателей в Великобритании за время войны поубавилось. Поэтому Лайонс решил попытать счастья в Новом Свете. И опять ему сопутствовала удача. Янки сразу полюбили комфортабельный четырехдверный седан. И у дилеров выстроились очереди.

В Ковентри поняли, что надо готовить новую спортивную модель. Набросок аэродинамического кузова опять сделал сам Лайонс. Новая модель «XK 120» дебютировала на Лондонском Автосалона 1948 года. Буквы так и остались без расшифровки, а цифры не нуждались в разъяснениях. Это скорость в милях.

Руководил проектом Вильям Хейнц. В проекте заняли Клода Бейли и Уолтора Хэссена. Они создали долговечный двигатель, придерживаясь концепции, разработанной Веслейком. Для нового шестицилиндрового двигателя рабочим объемом 3,5 литра спроектировали головку с двумя верхними распредвалами. «Jaguar XK 120» при мощности 160 л.с. разгонялся до сотни за десять секунд и развивал скорость 200 км в час.

С «XK 120» неразрывно связаны имена многих известных гонщиков, таких как: Стирлинг Мосс, Питер Уолкер и Лэсли Джонстон. В 1951 году на «XK 120» выиграли 24 часа Ле-Мана.

За возвращение Великобритании былой спортивной славы Вильяму Лайонсу был пожалован дворянский титул.

Фото из интернета.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (1)

  1. inverry (New York) час назад #81321 Цитировать Ответить 0
    <a href=http://aviagra.best>viagra liquid</a> Prostate cancer Treatment of prostate cancer with surgery or radiation can lead to decreased ability to obtain maintain an erection