ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Первые автомобили «Москвич» сошли с конвейера Московского завода малолитражных автомобилей 4 декабря 1946 года. Эти машины впервые в СССР разрешено было покупать частным лицам, не спрашивая разрешения начальства. Цену на него назначили директивным порядком 9 тысяч рублей. Тогда это были большие деньги. Зарплата рабочего была рублей 700. Но были в советской стране и высокооплачиваемые люди. Они легко могли позволить купить себе такой автомобиль. Хотя бывало всякое. Энтузиасты автомобильного дела покупали его вскладчину и пользовались по очереди. А наш великий актер Алексей Баталов, получив от Анны Ахматовой деньги, чтобы приодеться, вместо этого купил себе четырехсотого Москвича. Поездила на таком в начале своей карьеры и балерина Майя Плисецкая.
В 1946 году в нашей стране ввели новую систему обозначения моделей. Среди всех автозаводов поделили цифровые индексы от 1 до 999. Москвич получил № 400. Но относился он только к двигателю и шасси. Четырехдверный кузов обозначили как 420, кабриолет 420А, а деревянный фургон 422. Правда, для этих машин на МЗМА делали только шасси. А потом они своим ходом отъезжали в Черкизово, где на них ставили кузова с каркасом из березовых брусьев, панелями из фанеры и крышей из дерматина.
В начале хотели делать и универсал, пятидверный со складными задними сидениями. Но в серию он не пошел, так как деревянный кузов, ослабленный дверными проемами, оказался очень недолговечным.
В 1947 году к 800-летию Москвы на заводе сделали юбилейную партию машин. Кроме того, что их постарались собрать качественнее из хорошо отобранных деталей, на левой боковине капоте был значок в виде древнерусского щита с цифрой 800. До наших дней не дожил ни автомобиль, ни даже значок.
В конце 40-х завод повернулся лицом к народному хозяйству и запустил в серию модификацию 420М для поликлиник с обивкой из кожзаменителя. Их почему-то называли «неотложки».
Не оставили в стороне и военных. Для них сделали двухместный пикап с аэродромным пусковым агрегатом. Без таких истребители МИГ 15 не взлетали.
На испытаниях поработали над пикапом повышенной проходимости, но до серии его не довели. Через три года выпуска стало ясно, что машина, в основе которой лежал Opel Kadet образца 1938 года, устарела. И на заводе сделали пять прототипов Э424 с измененным внешним видом. Именно их планировали выпускать как модель 401, но не нашли где сделать штампы. И ЗИС, и ГАЗ отказались.
Только в 1951 году Москвич 400 удалось модернизировать. Рычаг с пола переехал на рулевую колонку, вторая и третья передача в коробке обзавелись синхронизаторами.
Прошло еще три года выпуска. Двигатель получил новую головку блока и увеличенную степень сжатия. Мощность достигла 26 л.с. Тогда же поменяли и индекс 401 – 420. Но выглядел Москвич все так же.
Эта машина стала первой в СССР и массовой спортивной. Уже на первом Чемпионате страны в 1950 году их было больше 20. А начальник испытательного цеха завода Лев Гивартовский стал первым Чемпионом СССР. Тогда за это давали красный свитер.
Но в фаворе у начальства тогда были не гонки, а конкурсы профессионального мастерства. И однажды на такой приехал водитель-испытатель завода Юрий Чвиров поучаствовать в 100-километровых соревнованиях на экономичность. Чтобы показать хороший результат, кроме классно подготовленного автомобиля, он на ходу при попутном ветре открывал все двери, чтобы они служили парусами, подталкивая Москвич. И победил с результатом 2,45 л на 100 км. Хотя обычно машина расходовала литров 10.
Простоял на конвейере Москвич 400 – 401 10 лет, до апреля 1956 года. За это время сделали 246 тысяч машин. Отдельные экземпляры ездили у рачительных хозяев еще в конце 80-х.
Фото из архива.
Комментарии (0)