Блоги

Что такое компоновка?

10.10.2022, 19:33 1162 1 Александр Пикуленко

Это понятие подразумевает взаимоувязанность расположения узлов и агрегатов автомобиля, то есть его анатомию. Первый в мире автомобиль с двигателем спереди, расположенным продольно, и задними ведущими колесами был Panhard-Levassor 1891 года. Ранние философы автомобилизма считали, что дескать мотор, как лошадь должен находиться спереди. Поэтому и признали эту компоновку классической.

В том же году некий аббат Гавуа приобрел такой Panhard-Levassor. Он прослужил ему двадцать лет. Этот факт как бы символизировал долговечность найденного технического решения.

Следом эту схему применили граф Альбер де Дион и его соратники Бутон и Трепарду. Они организовали выпуск, пожалуй, самого массового из ранних, автомобиля модели К. В народе он получил прозвище «Populiare», что по-русски, как легко догадаться, означает «популярный». Впервые в практике фирмы его одноцилиндровый мотор получил водяное охлаждение, двухступенчатая коробка передач была объединена с главной передачей и закреплена сзади на несущей раме автомобиля, которая была спаяна из труб. Крутящий момент к задним ведущим колесам, соединенным трубчатой балкой, передавали две качающиеся полуоси.

Populiare был двухместным, весил 900 килограмм, разгонялся до 45 километров в час. Общее число выпущенных машин достигло восьмисот девяноста девяти штук. Небывалая серия для тех лет.

И по сей день немало автомобилей престижных марок, таких как Rolls-Royce, Aston-Martin, Маserati и Меrcedes-Benz остаются верными классической компоновке.

Но уже в конце 19 века французская фирма Latil и австрийская Graf&Stift построили первые, пока еще опытные, конструкции с передними ведущими колесами. Но более тридцати лет эта идея оставалась невостребованной. Заводы Сitroen и Аdler воплотили ее в жизнь на серийных моделях лишь в начале 30-х. У Аdler коробку передач разместили сразу перед двигателем продольно, а за ней поставили главную передачу. В результате капот автомобиля стал слишком длинным, а нагрузка на передние ведущие колеса недостаточной.

На Сitroen же сделали наоборот. Непосредственно перед двигателем разместили главную передачу, а за нее вынесли коробку передач. Эта модель Тraction Avant стала родоначальницей серийных переднеприводных автомобилей и выпускалась до 1955 года.

Переднеприводная компоновка обеспечила машинам пониженный центр тяжести, что значительно улучшило их управляемость, особенно на скользкой дороге. Сейчас большинство легковых автомобилей европейских, американских и японских фирм имеет привод на передние колеса.

Однако, новый подход к конструированию заставил инженеров искать более рациональные пути взаимного расположения агрегатов. В 1959 году Алек Иссигонис создал знаменитый Мini. Двигатель вместе с коробкой передач и главной парой он поставил поперек моторного отсека. Получилась колоссальная экономия внутреннего пространства. Идея Иссигониса вызвала цепную реакцию подражаний. Нашу страну это затронуло гораздо позднее. Первым советским переднеприводным автомобилем с поперечным расположением силового агрегата стал в конце 1982 года Ваз 2108.

Конечно, случались и курьезы. В конце 30-х годов одна бельгийская фирма, ныне не существующая, предложила легковой автомобиль с передними ведущими колесами и двигателем в задней части кузова. Это была как бы классическая компоновка шиворот-навыворот. Но она не прижилась.

А вот апологетом заднемотороной компоновки долгие годы выступала чешская Тatra. Еще на довоенных моделях главный конструктор фирмы Ганс Ледвинка стал устанавливать двигатель в хвосте обтекаемого кузова за пределами колесной базы, так же, как на Volkswagen Beetle и нашем Запорожце.

Заметим, что во избежание перегрузки задних ведущих колес, двигатели у всех этих машин были воздушного охлаждения. Они меньше весят. Ведь, если на задние колеса подобного автомобиля приходится свыше шестидесяти процентов его массы, на поворотах у него неизбежно возникает «эффект маятника», то есть зад автомобиля в той или иной степени заносит. Чтобы противостоять этому, инженерам пришлось не только предельно облегчать двигатель, но и выдумывать хитроумные схемы независимой задней подвески.

Любопытно, что самые ранние модели Porsche по сути представляли все тот же Volkswagen Beetle, но со спортивным кузовом. И такой компоновки фирма придерживалась вплоть до модели Boxster, у которой мотор подвинулся немного вперед, заняв место перед задним мостом. Такая компоновка называется центрально- или среднемотороной. Уже несколько десятилетий она господствует на Ferrari, Lamborghini и болидах Формулы 1. Она позволяет сконцентрировать основную массу автомобиля ближе к центру колесной базы и значительно улучшить характеристики управляемости.

Первым же серийным автомобилем с центральным расположением силового агрегата принято считать появившуюся в 1962 году Мatra Jet. Это небольшое купе, созданное аэрокосмической фирмой, стало пожалуй первым доступным спортивным купе. Именно такую получил в подарок первый космонавт Юрий Гагарин. Выпускали эту машину недолго, всего пять лет, и сделали полторы тысячи штук.

Ну а итальянцы отстаивают свою версию первопроходчества. Они называют первым серийным автомобилем среднемоторной компоновки  Lamborghini Мiura.

После долгих споров стороны сошлись на том, что итальянское двенадцатицилиндровое купе стало первым среднемоторным суперкаром. И, действительно, ведь Lamborghini выехала в свет через четыре года после Мatra.

За последние годы из модельных линеек европейских и азиатских фирм практически исчезли классические полноприводные внедорожники с подключаемым передним мостом и все чаще стали появляться грузопассажирские и легковые модели с постоянным полным приводом. Но, если внимательно присмотреться, становится ясно, что их компоновочная схема развивалась из переднеприводной. Крутящий момент с помощью виско-муфты или дифференциала Тorson лишь частично и по мере необходимости перебрасывается на задние колеса.

Так что за долгую историю автомобиля его телосложение несколько раз менялось. Но сегодня все эти компоновки сосуществуют в разных моделях автомобилей. А в последнее время к ним добавилась еще одна разновидность – электроплатформа.

А можно ли электромобильную основу считать отдельной формой компоновки или она только вариант предшествующих? У современных электрических платформ практически нет унификации с архитектурой автомобилей с ДВС. И это понятно. С точки зрения компоновки здесь инженерам проще решать целый ряд ранее сложных задач.

Развесовка, ее очень легко сделать 50 на 50, то есть разделить вес поровну на переднюю и заднюю ось. Отпадает само понятие, где расположен мотор. У электромобиля их может быть несколько, и они могут располагаться где угодно. Да и остальные компоненты силовой установки, как правило, компактны и их можно рассовать по всем углам, отдав больше места пассажирам и их вещам. Багажник становится объемным с плоским и низким полом. Ведь компактный электромотор очень легко вписывается в элементы задней подвески.

Так что электроплатформа с точки зрения компоновки очень гибкая и универсальная, что открывает множество решений не только конструкторам, но и маркетологам. Ведь на заре автомобилизма, когда не были созданы шарниры равных угловых скоростей, задний привод был признан лучшей компоновкой, хотя и не самой дешевой в исполнении. Потом произошел массовый переход на переднеприводные машины. Электрическая же платформа позволяет построить автомобиль с любой компоновкой с одинаковыми затратами, независимо от привода.

Так что же получается? Эра разных компоновок идет к закату? Поживем увидим, недолго осталось.

Фото из интернета.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (1)

  1. ZainmeaAwapE (Живу в городе Тула) 22.11.2022, 09:25 #57969 Цитировать Ответить 0
    Скоро декабрь, все мы ждем этот месяц ведь в декабре мы встречаем новый год! Елка, украшения и праздничный стол... Но надо не забывать и о подарках, а если у вас не осталось денег на подарки тогда есть выход.

    На подарок к новому году вы можете оформить <a href=https://xn----8sbgsdjqfso.online/>онлайн займ</a> без проверки вашей кредитной истории и не обязательно иметь официальное трудоустройство. На сайте мир-займов.online собраны лучшие МФО которые выдают займы без отказа и под 0% всем новым клиентам.

    Заходите на мир-займов.online и посмотрите весь список, мы постоянно следить за рынком микрозаймов и каждый день обновляем актуальную информацию по всем МФО и МФК России.