Блоги

ЧТОБЫ ВИДЕТЬ ДОРОГУ

21.10.2019, 14:34 1015 0 Александр Пикуленко

Пыль, снег, дождь оседают на ветровом стекле автомобиля, и заставляют водителя напрягать зрение. Вначале, когда скорости были невелики, он просто-напросто вынимал ветошь из-под сидения и протирал небольшое стекло с наружной стороны.

Однако еще в 1903 году англичанин Джон Алджон запатентовал, а потом упорно «проталкивал» в серийное производство очиститель стекол для карет и автомобилей с цепным приводом. Для того, чтобы щеточки прошли сверху до низу и обратно, водитель должен был сделать дюжину движений рукояткой. Так что агрегат получился сложным и развития не получил.

Но изобретатели не унимались. Говорят, что инициатива создания первого стеклоочистителя с маятниковым движением щетки принадлежит прусскому крон-принцу Генриху. Но то был единичный случай. Он просто велел своему шоферу установить такой механизм на личную машину. Это произошло в 1909 году.

В Российской империи прогрессом занялись военные. Министерство обороны внесло подобный стеклоочиститель в перечень комплектующих при военной приемке «Руссо-Балтов». Механизм был примитивный: поворотный рычаг, закрепленный на верхней части лобового стекла; с внутренней части рукоятка, снаружи щеточка. Любопытно, что такой, как его окрестили бойкие на язык шоферы, «дворник» выпускали серийно.

С ростом автопарка ручной привод стеклоочистителя стал неудобен. Ведь в конце 20-х годов прошлого века водитель и так был здорово загружен. Кроме выжимания и переключения он вручную регулировал опережение зажигания, подавал руками сигналы поворота и торможения, а перед маневром нажимал грушу клаксона. Вообщем, ему только не хватало шевелить рычажком «дворника».

Тогда для стеклоочистителя придумали вакуумный привод, работающий от разрежения коллекторе двигателя. Связанный поводками золотник поочередно соединял с впускным коллектором то одну, то другую камеру приводного механизма. Но вот беда, стоило поднять ногу с педали газа, как скорость движения щеток замедлялась. Но конструкция оказалась живучей, и на советских грузовиках прожила до конца 20 века.

Еще одной весьма распространенной конструкцией стал механический привод. От кулачкового вала тросик передавал момент на трапецию стеклоочистителя. И все бы хорошо, но, когда мотор работал на низких оборотах, щетки еле двигались. В конечном счете инженеры предпочли электропривод. Только он позволял регулировать скорость и интервал работы. Случилось это в 1926 году.

Чистить стекло да еще с налипшей грязью – дело непростое. Ведь лучше сперва смочить. И в 1937 году на автомобилях Triumph появились омыватели лобового стекла. За ними последовали все. На советских же машинах омыватели впервые появились на легковом внедорожнике ГАЗ М72 лишь в 1955 году.

Так что больше чем за столетнюю историю стеклоочиститель из простого «дворника» превратился в весьма сложное устройство.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)