Блоги

CITROEN SM – РЕТРОШАРМ

12.10.2020, 22:06 371 0 Александр Пикуленко

В 2020 году Citroen SM празднует свой пятидесятилетний юбилей! Для многих автомобилистов SM является идеальным воплощением величественных автомобилей класса «Гранд Туризмо». А 1970 году этот автомобиль считался вершиной дизайнерского авангарда, заняв особое место в истории автомобильной отрасли и в сердцах автомобилистов.

Когда дело доходит до автомобилей, никто не пренебрегает условностями так, как это делают французы. Сitroen этому классический пример. Все началось с ни на что непохожегоTraction Avant. Потом пришла очередь милого уродца 2 CV.

DS, появившаяся в середине 50-х и простоявшая на конвейере 20 лет была футуристична внешне и уникальна технически. Поэтому, когда Сitroen замахнулся на грандиозный проект создания купе гран-туризмо, это было воспринято с одобрением. А почему бы и нет? Тем более, что к этому моменту Citroen прикупил итальянскую Maserati.

И вот весной 1970 года на Автосалоне в Женеве дебютировало новое купе SM. Исполненный в стилистике DS SM к тому же имел гидропневматическую подвеску и единый с ней гидравлический комплекс тормозов и рулевого управления.

Его гладкий, радикально конусообразный дизайн кузова, - передняя колея была намного шире задней, был предельно аэродинамичен. Спереди шесть прикрытых общим стеклом фар. Они сформировали абсолютно узнаваемый облик. Кстати, два средних прожектора была соединены с рулевым управлением и могли поворачиваться на 75 градусов.

Под капотом разместили мотор от Maserati. Собственно аббревиатура SM и означает Система Мазерати. Это породистый V6 с углом развала цилиндров 90°, который получил два верхних распределительных вала на каждый ряд цилиндров. Объем двигателя был намеренно ограничен в 2 700 куб. см – все для того, чтобы соответствовать жесткому законодательству Франции и подходить под фискальный барьер в 16 «налоговых лошадиных сил». Очень компактный (длина 31 сантиметр) и легкий (140 кг) двигатель был создан на основе алюминиевого блока и получил изначально три сдвоенных карбюратора Weber, что позволило достичь мощности в 170 лошадиных сил. Вскоре мотор был оснащен системой впрыска топлива Bosch, что сказалось на мощности наилучшим образом – 178 лошадиных сил плюс максимальная гибкость двигателя на разных оборотах

А пятиступенчатую механическую коробку передач поставили перед ним.

Передние тормозные диски закрепили на ней, чтобы уменьшить неподрессоренные массы. Максимальную скорость заявили в 170 километров в час, что для купе гран-туризмо просто унизительно. У нас Москвич 412 образца 1970 года развивал 150 километров в час. Но автомобильные журналисты, очарованные новой машиной, присвоили ей звание Автомобиля года. А вот потребители посчитали, что смесь французского с итальянским – это ужасно.  

И, действительно, автомобиль досаждал массой мелких неисправностей. Особенно доставалось мотору. Сложные в регулировке карбюраторы, слабая система зажигания, огромный расход масла и быстро ржавеющая  выхлопная система. В общем, все не задалось. А тут еще и нефтяной кризис подоспел. Распродав себе в убыток 13 тысяч автомобилей, выпуск SM прекратили.

Но по истечении полувека все поменялось. И сегодня этот автомобиль вызывает огромный интерес у любителей классики. Ведь, владея такой машиной, ты становишься личностью неординарной. А все трудности эксплуатации отходят на второй план. И, действительно, даже сегодня смелый дизайн SM не выглядит устаревшим. Нетрадиционный стиль Citroen переходит в интерьер. Кожаные сидения, прошитые батонами, настолько же удобны, как выглядят. Овальные приборы перекликаются с овальным односпицевым рулевым колесом. Изобилие покрытых хромом деталей и деревянных вставок источают качество, что неудивительно. Ведь SM предлагали как шикарное купе. Даже в базовую комплектацию входит кондиционер, электрические стеклоподъемники и неплохо звучащая стереосистема.

Панорамное лобовое стекло и большая площадь бокового остекления обеспечивают отличный обзор для водителя и трех пассажиров. Но самое потрясающее – это то, как оживает Citroen SM. Вы запускаете мотор и сначала чувствуете подъем задней оси, а потом передней. Рядом с сидением водителя есть небольшой рычажок для регулировки дорожного просвета им автомобиль можно приподнять или опустить Мотор немного вибрирует на холостом ходу, но быстро набирает обороты и породисто рычит, когда стрелка тахометра подходит к красной зоне. Тянет он очень прилично, а разгон до сотни занимает 9 секунд, что пристойно даже по нынешним временам.

Переключение пятиступенчатой коробки передач очень четкие. Нужно просто толкнуть удобный рычаг в правильном направлении, и передача включается.

Руль невнятный в центре, но короткий. Всего два оборота от упора до упора. Самое впечатляющие в этой машине – нажатие на большую кнопку тормоза. Именно так сделана тормозная педаль. Сначала кажется, что нет отзыва, и вдруг накатывается мощное замедление. Здорово, но надо привыкать. Самое же большой удовольствие доставляет подвеска. Автомобиль просто скользит по любым дорожным дефектам. Сегодня  ему прощаешь все, несоответствие возможностей двигателя свойствам подвески, странную франко-итальянскую эргономику, с небрежно разбросанными по панели кнопками и подслеповатыми приборами. Но он полвека назад смело опередивший время и по сей день остается удивительным и неповторимым, поскольку смолоду не пытался походить на другие автомобили, пусть и хорошие. Ну а в наш век усредненного дизайна, стандартизованных платформ и задушенных экологией моторов сделать ничего подобного уже не получится.

В целом, это действительно породистое купе гран-туризмо, которое его создатели Робер Опрон Жан Жире и Жак Шарретон предназначали для доставки богатых парижан на Лазурный берег.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)