Блоги

Дизайн машин власти

15.02.2023, 23:57 1064 6 Александр Пикуленко

За каждым новым автомобилем стоит множество макетов: деревянных, пластилиновых, стеклопластиковых. И мало кто знает, что для их создания нужны сотни рисунков, эскизов и чертежей. Проекту, ставшему серийным автомобилем, достается все: фанфары, триумф, слава, место в истории, награды и газетные передовицы. Отвергнутое, признанное неудачным, павшее жертвой жарких споров или волюнтаризма руководства отправляется в мусорную корзину окончательно и бесповоротно.

Это тем более касается всех трудов над автомобилями представительского класса, предназначенных для первых лиц страны. Работа над ними тщательно скрывается от посторонних глаз. Увидеть эскизы, наброски и поисковые варианты главного автомобиля страны, так же как и взглянуть на черновики государственного гимна, абсолютно невозможная вещь.

Машины власти создаются в тишине конструкторских бюро. Различные варианты, а тем более альтернативные идеи, остаются за закрытыми дверями и в папках под грифом «Секретно». 

Но проходит время, и оказывается, что этот полет фантазии конструкторов все-таки можно увидеть. Да, осталось невозможно мало, но этого волне достаточно, чтобы собрать очень интересную экспозицию в залах музея «Гаража особого назначения». Ведь свое видение автомобиля для руководителей нашей большой страны предлагали самые талантливые советские автомобильные художники. Такие как: Валентин Ростков, Юрий Долматовский, Владимир Арямов, Эрик Сабо, Эдуард Молчанов.

И не все их проекты остались рисунками на бумаге. Часть воплотилась в жизнь.

А десять лет тому назад был объявлен открытый конкурс «Кортеж для президента», собравший более ста двадцати проектов из разных стран мира. Разработка дизайна автомобилей началась вскоре после старта проекта. Для выработки стилевого решения НАМИ объявил два конкурса — открытый, и закрытый — среди небольшой группы профессиональных дизайнеров.

Итоги открытого конкурса подвели в июне 2013 года. Лучшей работой в нем жюри определило совместный проект молодого российского дизайнера Ярослава Яковлева и его коллеги из Голландии по имени Бернд Веель. В их работе экстерьер лимузина проекта «Кортеж» опирался на стилистическое наследие легендарного ЗИЛ-41047. При этом для внедорожника и микроавтобуса был предложен обособленный стиль, без отсылок к прошлому.

Победившая концепция участвовала в профессиональном конкурсе, который проводил НАМИ. Однако за основу взяли другой дизайн-проект, который выбрали по результатам закрытого конкурса: его автором был Алексей Чвокин, работавший в фирме «Русский автомобильный дизайн» вообще-то это подразделение НАМИ. Алексей предложил породнить стилистику автомобилей семейства «Кортеж» с ЗИС-110 1945 года. При этом все почему-то забыли, что в дизайне самого ЗИС-110 было очень мало советского, ведь форма кузова и ключевые визуальные элементы он, можно сказать, позаимствовал у американского  «Packard».

Но в результате всего этого и родился окончательный облик президентского  «Аurus». Здесь же можно увидеть масштабные макеты седана «Marussia L2» и внедорожника «Marussia Fb», эти прототипы были первой попыткой самостоятельной работы по проекту «Кортеж». Потом все-таки обратились за помощью к  «Porsche Engineering». 

 

На выставке впервые можно посмотреть все конкурсные работы. Среди них много интересных и необычных силуэтов. Но на один макет я обратил особое внимание. Это, пожалуй, последняя работа нашего известного художника Александра Николаевича Захарова. У него всегда был очень необычный взгляд на стилевые решения автомобильных кузовов. И стоящий на выставке макет большого лимузина, действительно, впечатляет необычностью граней.

 Особый шарм придают экспозиции дипломные проекты молодых дизайнеров «Строгановки, пытающихся переосмыслить утраченные легендарные машины, такие как  «Руссо-Балт», «ЗиЛ» или «Чайка». И что приятно, большинство этих проектов создано учениками профессора Никиты Евгеньевича Розанова. Именно он привил им такое потрясающее чувство современного автомобиля.

 

А начинались все работы над машинами власти в начале 30-х в Ленинграде на заводе «Красный путиловец», где была предпринята первая попытка создать автомобиль высшего класса.

Конечно, для быстроты процесса основу конструкции пришлось позаимствовать у американцев. Но в итоге получился вполне советский автомобиль. И 1 мая 1933 года шесть лимузинов «Л-1» торжественно выезжают на улицы города трех революций.

Журнал «За рулем» так живописал это событие: «Собранные на заводе «Красный путиловец» автомобили в этот радостный день единения всего мирового пролетариата, продемонстрировали новую победу свободных трудящихся».

До конца 1933 года завод планировал собрать шестьдесят лимузинов. А на 34-й планку подняли выше, замахнулись на две тысячи автомобилей. Но в дело вмешался вождь всех народов и лично наложил резолюцию «Отказать» на прошение о выделении трех миллионов в валюте для перестройки тракторного цеха бывшего «Путиловского завода».

Зато радостные поэты к Первомаю написали песню про «Л-1»:

«Все станки не даром встали в стройный взвод.

Это наш ударный Путиловский завод.

Воля, темпы выльются в боевой почин.

Создают путиловцы марку Л-1.»

На выставке показали прекрасно сделанную реплику со следами эксплуатации. Качество и глубина проработки деталей вызывают неподдельный интерес.

В последствии все работы по созданию советских лимузинов передают московскому автозаводу им. Сталина. И сделанный там  «ЗиС 101» станет по-настоящему серийным и массовым.

На одном из стендов можно увидеть эскизы автомобиля будущего. Его в начале 1940-го года разработала группа художников и конструкторов ЗиСа. Юрий Аронович Долматовский вспоминал: «Нас было шестеро, начальник сектора Валентин Николаевич Ростков, трое конструкторов-двигателистов, один шассист и я – кузовщик».

С рисунков тех предвоенных лет на нас глядят совершенно фантастические модели, ничего общего с выпускающимися машинами не имеющие. Заднемоторная компоновка, несущий кузов, обтекаемые формы, независимая подвеска.

Неожиданно, но проект понравился руководству, и 30 мая 1941 года появился приказ о создании условий для дальнейшей работы. И что интересно, работа над новым советским автомобилем высшего класса началась уже в 1942 году.

Но, к сожалению, в этот момент художникам уже не дают заниматься самостоятельным поиском. Задание на внешний вид модели спускают сверху. Получившийся в итоге ЗиС 110, действительно, напоминает «Pacкard». Но его стиль более пластичный и более законченный чем у прототипа.

ЗиС 110 будут выпускать до 1958 года. И обратите внимание на те наброски, что делали художники в попытках его обновления.

И, конечно, нельзя пройти мимо планшета с проектом лимузина «Москва». Это первая разработка знаменитого советского стилиста и конструктора Владимира Ивановича Арямова. В 1945 году ему исполнился 21 год. Позади война, впереди учеба в МАМИ. И в это время он рисует фантастический для тех лет лимузин. Смелым можно назвать не только внешний вид, но и компоновку. Ну то, что он автор не черствеющей «Буханки» знают все, а вот то, что в 1959 году он создал проект кабриолета высшего класса вагонной компоновки, малоизвестный факт.

 Вообще-то однообъемные автомобили были идеей фикс советских стилистов. Вот и Эрик Владимирович Сабо в 1962 году предлагает свой проект представительского автомобиля вагонной компоновки.  Это была бы прекрасная альтернатива чопорным, но устаревшим лимузинам ЗиЛ 111.

 Многие думают, что создание машин для первых лиц страны – мужское занятие. Нет, была среди них и женщина Татьяна Киселева. Присмотритесь к ее работам по поводу внешнего вида будущих правительственных ЗиЛ 117 и 114.

На выставке можно увидеть и последний «членовоз» советской эпохи «ЗиЛ 4102» и первый российский лимузин «Aurus», а также много поисковых конструкций, сделанных в рамках этого проекта.

Организаторам выставки удалось собрать в одном зале множество дизайнерских идей, ни одна из которых не воплотилась в жизнь, потому что опередила время. Здесь можно увидеть сотни рисунков, десятки деревянных и пластилиновых макетов, о существовании которых большинство из нас даже не догадывается.

Фото автора.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (6)

  1. MiaXrles (Msk) 29 минут назад #104621 Цитировать Ответить 0
    Доброго времени суток!

    Всем людям, кому не всё ровно, как и в каких условиях обитаете вы и ваша семья

    Доставка по Москве и подмосковью!


    Амвей купить в Люберцах https://lyubertsy.amway2.ru/ #Amway, #Амвей
    1. cordarone order (Dpdoh) 11 часов назад #104475 Цитировать Ответить 0
      Pills information. Effects of Drug Abuse.
      <a href="https://cordarone2all.top">cordarone</a>
      Everything information about medicament. Get now.
      1. levaquin price (Rbekd) 17 часов назад #104417 Цитировать Ответить 0
        Drugs information sheet. What side effects?
        <a href="https://my-med-pharm.top/levaquin-side-effects/">levaquin</a>
        Actual about medicines. Read information now.
        1. rx viagra (Olaqw) 18 часов назад #104410 Цитировать Ответить 0
          Medicines prescribing information. Brand names.
          <a href="https://viagra2us.top">viagra without a prescription</a>
          All trends of medicament. Read now.
          1. cffwzky (Guoqb) 21.03.2023, 04:05 #102778 Цитировать Ответить 0
            <a href="https://hitwebsite.ru/">Стоимость разработки сайтов</a>
            1. Kikvaletut (Живу в Турции) 21.03.2023, 02:14 #102762 Цитировать Ответить 0
              Грузоперевозки Турция - Москва antikkargo.ru

              Вам понадобилась доставка товаров из Турции в Россию? Тогда вы пришли по правильному адресу! Наша компания Antik Kargo оказывает услуги по перевозке разных товаров из Стамбула в Российские города по самым выигрышным ценам. У нас основана собственная система, мы представляем как быстро отправить, пройти таможенное оформление и сохранить Ваш груз на лучших условиях. Огромный опыт, имидж, отзывы от постоянных заказчиков и многие другие плюсы на нашей стороне. Если еще есть неуверенность и колебание, то скорее заходите на интернет сайт antikkargo.ru за дополнительной информацией.

              По теме <a href=https://antikkargo.ru/>какое карго выбрать на доставку из Турции</a> мы Вам обязательно окажем помощь. Мы осуществляем свою деятельность уже более двадцати лет и знаем все нюансы доставки товаров из Турции в РФ. У нас есть разные пути доставки — авиа перевозки, авиа+авто, авто перевозки. Разница состоит в сроке доставки, а также в стоимости. У наших специалистов узнайте какой именно метод будет Вам подходить больше всего.

              За недавнее время доставка товаров стала очень популярна по РФ, и оно ясно почему. Доставки стали не совсем простыми, авиа сообщение также урезалось, условия в мире стали такими, что собственноручно перевозить товары стало непросто. Наша фирма чаще отправляет такие категории товаров, как: верхняя одежда, обувь, текстиль, постельное бельё и другие.

              Обратившись в нашу компанию, Вы можете быть убеждены, что товар доставят в строго установленный срок. Также он будет сопровождаться полным комплектом документов, страховкой, возможностью получить трек и отследить его и доставкой до Вашего города или до адреса. Мы являемся известной организацией, с личными складами и техникой в Турции и РФ. Есть много различных видов упаковки груза, 24 часа поддержка для заказчиков, индивидуальный подход к любому клиенту и ценообразованию.

              Если Вы планировали найти <a href=https://antikkargo.ru/>доставка карго из Турции</a> в сети интернет, то быстрее переходите на наш онлайн портал. На antikkargo.ru есть вся детальная информация о нас. Можно рассчитать стоимость доставки самостоятельно прямо на портале, а можно у наших консультантов по телефону +7 911 784-24-84. Также у нас есть контактный номер и офис почти в каждом городе РФ. Офис в Санкт-Петербурге находится по адресу ул. Садовая, д. 28. Режим работы с 11:00 до 20:00. Также на интернет портале можно оформить обратный звонок и мы перезвоним Вам, чтобы ответить на любые ваши вопросы. С удовольствием поможем Вам осуществить доставку груза из Турции в РФ уже сейчас.