Блоги

ЕЗДА НА СТАРОЙ «ВОЛГЕ»

27.10.2021, 17:12 2331 0 Александр Пикуленко

Если вы привыкли водить современный автомобиль, в который вы просто садитесь и запускаете двигатель, а внутри у вас всегда 22 градуса Цельсия, так как за этим следит климат-контроль, подключаете свой смартфон с любимой фототекой и отправляетесь со скоростью 80 км в час в безумной спешке по делам, то, несомненно, вы испытаете шок, попав за руль автомобиля ГАЗ 21 «Волга» 1957 года выпуска.

Ведь Инструкция по эксплуатации, прилагаемая к этому, на тот момент, пожалуй, самому современному образчику советского автопрома, содержит подробное описание, что надо сделать перед каждой поездкой. И сюда не входит дистанционный запуск и подключение смартфона по вай-фай.

Этот немалый список включает в себя проверку давления в камерных диагональных шинах, уровня масла в двигателе, воды в радиаторе, тормозной жидкости в бачках, а еще проверку работы, слава Богу, немногочисленных световых приборов. И даже сегодня стоит потратить несколько минут, чтобы проверить все это. Но «Волга» хоть и надежный автомобиль, но лет-то ему немало.

А еще, чтобы отправиться в путь автомобилисту 50-х годов прошлого века, надо было иметь на борту набор инструментов и немалое количество запасных частей на случай, если произойдет непредсказуемое, и этот большой механизм не сможет продолжать движение. По крайней мере этот набор должен был включать гаечные ключи и отвертки, кусочки проводов и предохранители, и такие жизненно важные детали, как камера, ремень вентилятора, контакты распределителя и конденсатор, запасные лампочки и запас масла и тормозной жидкости. И самое главное, прочный длинный трос. Автосервисов не было, а вот взаимовыручка была на высоте.

Ну а сегодня, как все вы знаете, из необходимых водителю вещей, достаточно мобильника.

Ну а после того, как вы все проверили и поняли, что «Волга» готова к выезду, и все четыре колеса на месте и накачены, пора сесть за руль. И тут обнаруживается, что ключа три: один от замка двери, другой от багажника, а третий от зажигания. Это не было так изначально. С завода один ключ подходил ко всем замкам, но за столько лет замки несколько раз меняли.

 Удобно расположившись на диване и поняв, что вы провалились в прошлое, почувствуйте, как это жить без регулировки руля и сидений, без кондиционера и медиасистемы, без АБС и центрального замка. Так что добро пожаловать в мир водителя 50-х!

Хотя надо сказать, что в «Волге» вас встречает изобилие циферблатов, ручек и рычажков. Часть из них надо поворачивать, часть – двигать, а часть вытаскивать на себя. И при этом ни на одном из них нет никаких символов. «Учите матчасть».

Причем стрелка спидометра в движении скачет, показывая приблизительную скорость, в это же время амперметр мечется от зарядке к разрядке. А доверять указателю топлива вам не позволяет знание того, что инженеры дополнили его механическим щупом, ввернутым в бензобак.

Фары здесь включаются одной из ручек в центре панели, а дальний свет – ножным переключателем, спрятанным под изрядно потрепанным ковриком слева от педали сцепления.

Есть печка, но она дает больше шума, чем тепла. Поэтому на него можно не обращать внимания. А с запотеванием лучше всего бороться при помощи великого изобретения – поворотной форточки. И, если погода дождливая, вы с удивлением обнаружите, что эти форточки отлично справляются с направлением капель воды снаружи на ваше левое колено.

Но ведь мы теперь понимаем, что это часть характера автомобиля, и это следует ценить, а не осуждать.

Зная, что безопасность такого старого автомобиля не является его сильной стороной, при езде в современном потоке лучше не расслабляться. Ведь сегодня в головах автомобилистов крепко засело то, что современные автомобили настолько совершенны, что водители считают себя неуязвимыми, и поэтому рискуют гораздо больше. А вот за рулем старой «Волги» постоянно помнишь о том, что в былые времена забота о безопасности ограничивалась установкой больших, покрытых блестящим хромом бамперов и рекомендацией надевать кожаные перчатки для улучшения сцепления с тонким пластмассовым рулем.

Внутри нет никаких мягких панелей, только железо с выступающими деталями. В таком окружении как-то сосредотачиваешься на управлении, а не на возне с мобильником или разглядывании девушек на автобусной остановке.

Ремни безопасности тоже не входили в стандартную комплектацию. А у ГАЗ 21 нет даже гаек в центральных стойках. Зато в этом автомобиле есть радиоприемник с тремя диапазонами и электроприкуриватель.

В современном автомобиле водители проводят гораздо больше времени и уделяют большое внимание настройкам сиденья и зеркал, распределению воздушных потоков внутри, музыке и навигации. Но вернемся к старой «Волге».

Процедура запуска тоже становится откровением для тех, кто ездит на БМВ и Хондах. Надо вставить ключ в замок зажигания, повернуть его в первое положение, потом, проверив, в каком положении находится рычаг переключения передач, найти нейтраль. Для этого его слегка покачивают, потом вытаскивают на себя ручку воздушной заслонки карбюратора, в просторечии это подсос. Дальше желательно несколько раз слегка нажать на педаль газа, и уже потом повернуть ключ в положение «стартер». Если повезет, двигатель оживает.

Рычащий звук в глушителе и вибрация рычага переключения подтверждают это. Теперь надо взглянуть на приборы и убедиться, что стрелка амперметра отклонилась к плюсу, а красная лампочка давления масла погасла. Если этого не произошло, у вас проблемы. И придется их решать вместо запланированной поездки. И взглянуть на страницу 506 в Инструкции по эксплуатации, где описаны все возможные неприятности и как с ними бороться.

Кстати, если на холостом ходу вы замечаете, что лампочки как-то не так горят, не обращайте внимания. Когда вы добавите оборотов, все пройдет. Ведь здесь генератор постоянного тока и механический реле-регулятор.

И вот после того, как двигатель наконец прогрелся и стал работать устойчиво, пришла пора трогаться в путь. У «Волги», как у большинства машин того периода, механическая трехступенчатая коробка передач. Переключается она с очень странным алгоритмом. Если вы потяните на себя подрулевой рычаг и подадите его вверх, то это будет задний ход. А, если вниз, - первая несинхронизированная передача. Поэтому лучше последовать примеру старых профи и включить сразу синхронизированную вторую. Езда при этом будет как в замедленном кино. Но а если выжав педаль сцепления в пол, вы все-таки найдете первую передачу, то услышите недовольный скрежет шестерен. Не хотите слышать этот ужасный звук, включите вторую, а потом переведите рычаг на первую. Это сгладит переход, и все будет происходить в относительной тишине, если, конечно, не считать обычного звукового сопровождения старого советского автомобиля: рев двигателя, вой коробки и редуктора заднего моста.

Еще одно очень большое различие между старыми и современными машинами – это прогресс, который за эти годы прошло рулевое управление. Ведь сегодня мы не замечаем удобства усилителя, реечного механизма. А у «Волги» рулевой механизм типа червяк-ролик и множество звеньев, чтобы передать момент на управляемые колеса. Люфт в несколько градусов – это естественное состояние. Вы уже повернули руль, а автомобиль еще не отозвался.  

И опять становится очевидна огромная разница между вождением классики и её современного потомка.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)