Блоги

FIAT 500 – ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА

16.03.2021, 22:20 2751 0 Александр Пикуленко

Четыре места внутри, три метра длины, два цилиндра сзади – это основная концепция миниатюрного FIAT 500. Компактный с независимой подвеской колес и расходом всего четыре с половиной литра на сто километров. Все это про давно уже ставшего классиком творение великого Данте Джакоза. В этом году малыш празднует свое шестидесятилетие.

Симпатичный даже сегодня округлый кузов, резвый двухцилиндровый четырехтактный мотор с воздушным охлаждением создают незабываемый образ этому миниатюрному итальянцу. Кстати на конвейере он продержался очень долго. На угловатый FIAT 126 его сменили только в 1972 году. Да и после этого еще пять лет выпускали параллельно. А всего было сделано почти четыре миллиона FIAT 500.

Он постепенно превратился в символ Италии, так же как появившаяся в это же время песня «Воларе». Он же стал основой народной автомобилизации Италии. Этот недорогой автомобильчик еще и продавался в кредит сроком на два года, что в те времена в Европе было непривычно.

Почему в истории этот FIAT остался под именем «500 nuovo»? А чтобы отличить его от первого FIAT 500, более известного под кличкой «Тopolino». Его тоже создал сеньор Джакоза еще в 30-х. Объединяет их мотор объемом всего 500 кубиков. То есть название говорит само за себя. Новый FIAT 500 образца 1957 года был очень современным по сравнению с Тopolino, у которого четырехцилиндровый мотор стоял впереди, под кузовом была рама, а привод шел на задние колеса. У FIAT 500 nuovo кузов несущий, двухцилиндровый двигатель объединен с коробкой и главной передачей, да еще и расположился сзади.

Существовало несколько модификаций FIAT 500. Самую первую выпускали с 1957 по 1960 год. У нее были распашные двери, открывающиеся против хода движения, потом их назовут «суицидными», мощность мотора в 13 л.с. и коробка передач без синхронизаторов. Весил FIAT всего 470 килограммов, и на одном баке, в котором плескался 21 литр топлива, мог проехать пол-Италии. Но уже через полгода производства мотору добавили две лошадиные силы.

FIAT 500 nuovo оказался не только экономичным, но и надежным. В его очень простой конструкции ломаться, по большому счету, было нечему. А еще простых итальянцев очень радовала цена. Он стоил гораздо дешевле Wolksvagen 1200. А за меньшую цену предлагали только кабинороллер Izetta, которая на звание автомобиля никак не тянула. В рекламе того времени постоянно обыгрывали, как FIAT 500 покупают молодые люди, отказавшиеся от мотороллера в пользу колес с крышей над головой, хотя и ее можно было убрать. Уже в 1958 году предлагали вариант со складной тканевой крышей.

Во всем остальном FIAT 500 был таким же бюджетным, как и технологии, по которым его делали. Сидения водителя и пассажира больше походили на плетенные стулья, хотя и были довольно удобны. На заднем сиденье в лучшем случае могли уместиться двое маленьких детей. Или же можно было использовать эту часть кузова как багажник, потому что места под передним капотом едва хватало для бензобака, запасного колеса, аккумулятора и сумки с инструментом.

Внутри за довольно большим рулем на металлической панели стоял одинокий спидометр. В него была встроена красная лампа пятилитрового резерва топлива, и еще к этому добавлено три тумблера и замок зажигания.

Подвеска всех колес был независимая, впереди на верхних поперечных рычагах и нижней поперечной рессоре, а сзади на диагональных рычагах с пружинами, гидравлическими амортизаторами и колесами на 12 дюймов.

 При следующей модернизации двери стали открываться по ходу движения. Это было сделано из-за того, что поменялись технические требования. Мощность выросла до 17 лошадиных сил, максимальная скорость стала 100 км в час. Задние фонари подросли в размерах, на них появились острые грани. Кроме того FIAT 500 наконец-то получил пепельницу. Уж очень много жалоб шло на завод от курильщиков.

В 1960 году появился фургончик «Giardiniera», «Садовник» в переводе. У него был трехдверный кузов, а чтобы получить больше места мотор развернули на 90 градусов, хотя это и потребовало изменения многих деталей. Таким образом FIAT впервые установил двигатель под полом автомобиля. Кроме того была увеличена колесная база. Так что «Giardiniera» оказалась по-настоящему универсальным автомобилем. Задние сидения можно было сложить и получить ровный пол и приличное грузовое пространство.

В 1965 году Fiat 500 nuovo был модернизирован последний раз. И хотя мощность мотора в 18 л.с. машинке прыти не добавила, зато кузов был переработан основательно. Передние и средние стойки стали шире, появилась цельнометаллическая крыша, добавился люксовый вариант. У него было больше хроме снаружи и качественная отделка внутри. На этой же модификации был установлен большой щиток приборов.

Отцом Fiat 500 во всех его ипостасях был Данте Джакоза. При создании 500 nuovo его основной задачей было максимально снизить затраты на производство от рационального использования стандартного стального листа с минимальным количеством отходов до применения недорогих солнцестойких пластиков. И все-таки он признавал, что, не смотря на жесткие ограничения, новый FIAT получился очень привлекательным.

Сам легендарный конструктор Данте Джакоза родился в вечном городе, с детства впитав великую итальянскую культуру. После окончания института переехал в Турин и устроился на FIAT в отделение авиационных двигателей. Но очень скоро он перешел в автомобильный отдел, где создал свою первую легенду - FIAT 500 Тopolino.

В течение 35 лет Джакоза определял стиль и технику всех новых моделей фирмы. В 50-х он вошел в совет директоров. В начале 60-х стал ратовать за передний привод. Но руководство еще верило в классику. И не смотря на эти противоречия Джакоза вывел в свет еще одну, пожалуй, самую успешную, машину FIAT 124, ставшую на четыре десятилетия основной легковушкой нашей страны.

Но вернемся к FIAT 500 nuovo. В своих мемуарах Данте Джакоза вспоминает, что начиналась история этой машины в Германии. Первый образец был сделан в Вайсберге и отправлен в Турин. Стилистика кузова была утверждена сразу, а вот с двигателем были вопросы. Сначала хотели поставить одноцилиндровый двухтактный. Но от этой идеи сразу отказались. Потом попробовали двухцилиндровый оппозитник и наконец пришли к серийному варианту.

Помимо итальянского производства пятисотку делали в Австрии на фирме «Steyr-Puch», прикупив лицензию. Кроме легких изменений по кузову Puch 500 отличался мотором. Вот у него-то был двухцилиндровый оппозитник 660 кубиков, 30 лошадиных сил с воздушным охлаждением и коробкой передач собственной конструкции. Именно на таком автомобиле поляк Собеслав Засада стал Чемпионом Европы по ралли в 1966 году.

Но и конечно нельзя забыть творение Карло Абарта. Вершиной его творчества стал FIAT Abarth 595 с горизонтальным карбюратором WEBER, спортивными поршнями и распредвалом. Мотор выдавал 27 лошадиных сил, разгоняя автомобиль до 120 километров в час.

Мимо самого маленького Фиата не прошла и студия Диснея. Так в мультфильме «Тачки» пятисотый предстал в роли гоночного механика Луиджи.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)