Блоги

ИМПЕРАТОР ВСЕЯ РУСИ И АВТОМОБИЛЬ

14.08.2018, 23:59 1575 0 Александр Пикуленко

Известно, что езда на автомобиле была одним из любимых занятий последнего русского императора Николая II. А Собственный Его Императорского Величества гараж считался одним из лучших не только в стране, но и в Европе. Однако мало кто знает, что все могло сложиться иначе, поскольку после первого знакомства с механическими экипажами у Николая осталось о них крайне негативное мнение.

Судя по воспоминаниям начальника Канцелярии министерства императорского двора Александра Алексеевича Мосалова, дело было в 1901 или 1902 году, когда Великий князь Дмитрий Константинович и министр императорского двора барон Владимир Борисович Фредерикс приобрели автомобили марки Serpolett, отличавшиеся, как потом выяснилось, капризным характером и иезуитским коварством. Желая удивить царя, Фредерикс попросил у него разрешения поехать на автомобиле на охоту. Император новинкой заинтересовался и разрешил. Но автомобиль отказал, и пришлось из леса вывозить его конной тягой.

Тем временем автомобилистов в окружении царя становилось все больше и больше. Приобрел самоход и младший брат императора Великий князь Михаил. Самым заядлым считался флигель-адъютант князь Владимир Николаевич Орлов. Однажды летом 1904 года Орлов прибыл в Царское село на элегантнейшем Delaunay Belleville, которым управлял лично. За завтраком речь естественно зашла об авто. А потом царь изъявил желание покататься на «этой керосиновой штуке». Проехав вокруг парка, Николай пришел в такой восторг, что посоветовал императрице тоже «сделать экскурсию». С этого времени автомобильные поездки стали любимой забавой всей семьи.

Поскольку своих машин у царя тогда еще не было, пользовались автомобилями Орлова или Михаила. Причем князь Орлов долгое время никому не доверял руль и лично возил царя с домочадцами на прогулки, парады и охоты. Так продолжалось до весны 1905 года, когда Фредерикс спросил императора, не желает ли тот приобрести собственный автомобиль. Николай отвечал: «Конечно, конечно. Мы злоупотребляем любезностью Орлова, и это становится неделикатным. Закажите две или три машины, и поручите это дело Владимиру Николаевичу. Он разбирается в автомобилях лучше профессионала».

Через некоторое время из Франции прибыли заказанные машины, а вслед за ними и особо рекомендованный шофер Адольф Кегресс, ставший впоследствии не только личным водителем императора, но и одним из руководителей царского гаража. Однако Орлов перед тем, как сдать ему свое место за рулем императорского авто, целый месяц сопровождал царя, чтобы воочию убедиться в профессионализме иностранца. 

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)