Блоги

ИСТОРИЯ CADILLAC. РОЖДЕНИЕ СТАРТЕРА

25.06.2020, 00:47 833 0 Александр Пикуленко

Автомобили начала 20 века сегодня заперты в стерильной музейной тиши и распластаны по пожелтевшим карточкам в семейных альбомах. Живя в одном клике до будущего, трудно представить, например, что для измерения уровня топлива в баке сто лет назад пользовались обычной ученической линейкой…

И что педаль газа располагалась посередине - между педалями сцепления и тормоза…

Или что шасси окрашивали в нарочито более яркие цвета, чем кузов – красный, бежевый, желтый. Очень изящно смотрелось со светло-серыми или белыми шинами из натурального каучука…

Запуск автомобиля тех времен покажется сложнейшей задачей.

Заводной рукоятке отводилась в этой процедуре главенствующая роль. Перво-наперво шоферу полагалось линейкой проверить, достаточно ли в баке топлива, затем повернуть краник, чтобы наполнился бензопровод, затем рычажком наполнить поплавковую камеру карбюратора… и вот в дело вступала заводная рукоять или, в простонародье, «кривой стартер».

Важное дополнение. Особый рычажок-манетку на рулевой колонке нужно передвинуть на самое позднее зажигание, иначе поворот заводной рукояти грозит обернуться неприятностями. Этими самыми неприятностями и окрашена очередная страница летописи автомобилей «Cadillac».

Преждевременное зажигание приводило к тому, что коленчатый вал проворачивался в противоположном направлении. Происходила так называемая «обратная вспышка». Шофер получал сильнейший удар заводной рукояткой по пальцам – сравнимый с ударом лошадиным копытом – на заре автомобилизма эта аналогия представлялась вполне очевидной.

Руководства по эксплуатации на сей случай советовали браться за заводную рукоятку открытым хватом – но кто прислушивается к руководствам!?

Тем временем «Cadillac» обзавелся четырехцилиндровым двигателем. Теперь, как у большинства автомобилей, двигатель стоял спереди. И капот был настоящим. Загнанные под него лошадиные силы, числом более тридцати, были способны не только выбить шоферу большой палец, но и нанести непоправимые повреждения. Стоило лишь пренебречь правилами безопасности…

Человек, которого звали Байрон (очень модное на заре прошлого века имя) Джордж Картер, правилами пренебрег… Нет, просто как настоящий джентльмен, он был полон стремления оказать услугу даме. А дама самолично управляла «Cadillac» и – надо тому случиться – заглохла посреди старого деревянного моста, соединявшего деловой центр Детройта с островом Белль Иль. Дело было в феврале. Дама мерзла. Мистер Картер был сама услужливость. Он опытный автомобилист, хозяин собственного автозавода, выпускает машины «Kartercar».

Выскочившая из рук заводная рукоять сломала мистеру Картеру челюсть. И хотя пострадавшего быстро доставили в госпиталь – по странному стечению обстоятельств, тоже на автомобиле марки «Cadillac», началась гангрена,

и через несколько дней мистер Картер скончался.

Известие обрушилось на седины Генри Лиланда лавиной безысходности. Никогда подчиненные не видели его таким. Могучий старик отрешенно опустился в кресло. Байрон Картер был ему почти как сын. Рукастый, сообразительный – прирожденный конструктор! Лиланд даже присоветовал учредителю корпорации «General Motors» Уильяму Дьюранту прикупить завод «Kartercar» – больно-де толковые машины!

И вот это…  

«Что б я брался за эти автомобили!» – вскричал Лиланд. Услышать такое от вчерашнего оружейника, из под рук которого вышли тысячи смертоносных ружей и револьверов… Собравшись, Лиланд обратился к инженерам: «Автомобили «Cadillac» больше никого не убьют. И вы поможете мне».

Так в конце тысяча девятьсот одиннадцатого года с «Cadillac» исчезли заводные рукоятки.

Их заменил электростартер.

В связи с этим событием привычно упоминается Чарльз Кеттеринг. «Босс Кет», глава научно-технического отдела «Cadillac».

Если раскручивали маховик американской технической мысли потомственные ремесленники, такие как Генри Лиланд, либо отчаянные самоучки вроде Генри Форда, то сын простого огайского фермера Кеттеринг немало попотел в поле, чтобы хотя бы заработать на колледж. Таким образом, Кеттеринг воплотил ту самую модель успешного американца, self-made man, какой ей еще предстояло сложиться в будущем. Впрочем, брат Кеттеринга вспоминал, что и на отцовской ферме Чарльз умудрился перебрать все попавшие под руки сельскохозяйственные орудия, чтобы придумать, как облегчить процесс выкапывания картошки.

Эту тягу к эксперименту не остановила и неудача, постигшая Кеттеринга в Университете штата Огайо. Из-за плохого зрения он остался на второй год. Вынужден взять академический отпуск. Два года работал телефонистом. Университет Кеттеринг закончил лишь спустя шесть лет.

Соотнесем это событие с временными координатами. На дворе тысяча девятьсот второй год – как раз создана компания «Cadillac». Но если слово «Cadillac» еще мало у кого ассоциируется с автомобилями, то Кеттеринг получает место в компании, известной, наверное, каждому американцу, кто хоть раз в жизни совершал пусть самую ничтожную финансовую операцию – «National Cash Register».

Если огрубить историческую правду, революционный электростартер представлял собой моторчик от обычного кассового аппарата, прилаженный к автомобильному двигателю.

Впрочем, пока таланты Кеттеринга сулят ему немалые перспективы в далекой от автомобилей области. Он изобретает машинку для счета денежных купюр.

Начальство, оценив дарования инженера, поручает ему возглавить дочернюю «Дайтонскую инженерно-исследовательскую компанию», «Delco». Произошло это в тысяча девятьсот девятом году. На придуманную Кеттерингом бесперебойную систему зажигания «Delco» получает крупный заказ от «Cadillac».

До электростартера оставался какой-то шаг…

Но все ли так просто?

Приспособлениями для самозапуска двигателей занимались многие. На построенном по заказу Государя Императора Николая Второго шикарном французском «Delaunay Belleville» двигатель запускался пневматическим компрессором. И более того, в церемониальных выездах, когда не должно было нарушать торжественную тишину момента, шикарный французский авто шел исключительно на воздушной тяге – медленно, но совершенно бесшумно. Пневмостартер применял и злейший конкурент «Cadillac» – завод «Winton» из Кливленда.

А электростартер? Пожалуй, раньше всех его сделал английский электротехник Даусинг – и даже не в прошлом, а в конце позапрошлого века, на заре автомобильной эры. А в тысяча девятьсот третьем году электростартер сконструировал американец Клайд Коулмэн. И его патент приобрела компания «Delco». Так считать ли Чарльза Кеттеринга изобретателем электростартера? Кто знает… В одном из интервью сам он благородно отдал лавры главе «Cadillac», «Великому Эйч-Эму» Генри Лиланду.

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)