Блоги

ИСТОРИЯ OPEL. 2 000 000 ВЕЛОСИПЕДОВ

15.06.2021, 21:16 3388 0 Александр Пикуленко

С младых ногтей Адам странствовал, обучаясь ремеслам. В родных краях бушевали междоусобицы и революции, а он нанимался то на одну фабрику, то на другую, и везде чему-то, да учился. В январе 1862 года Адам вновь постучался в двери отчего дома в Рюссельсхайме. Настала пора показать, на что он способен. Занял Адам брошенный коровник и стал продавать и чинить швейные машинки. Адаму не довелось застать времена рыцарей, спасающих красавиц из пасти драконов, но он где-то в глубине души мечтал, что однажды переберется из сырого коровника в величественный замок, и будет у него собственный вензель, а мастеровые на фабрике станут ломать перед ним шапки и обращаться к нему не иначе как «фон Опель». Все сбудется, но не сразу. Свой первый вензель Адаму придется изобразить на крышке швейной машинки.

Жило семейство Опелей прямо на фабрике. И верно – нечего рассиживаться да разлеживаться: проснулся – и за дело! Адам к этому времени заметно располнел раздобрел и раздался. София подарила ему пятерых сыновей. Старшего назвали Карлом, остальных Вильхельмом, Хейнрихом, Фрицем и Людвигом. Большое подспорье в разраставшемся деле. Нет, в глубине души Адам Опель мечтал о дочке, - принцессе. Но и глядя на сыновей, не мог нарадоваться. У всех был отцовский решительный нос и цепкий материнский взгляд. Все как на подбор росли здоровыми и страсть как любили всякие шуточные затеи. Приходили к фотографу, одетые в одинаковое платье, принимали перед объективом одинаковую позу, у каждого в руке сигарета, и так снимались. А поскольку младшему тогда не исполнилось и пятнадцати, и могло нагореть всем пятерым, фотограф по просьбе братьев так кадрировал карточку, что непонятно, есть что у Людвига в руке.

Однажды, надев совершенно одинаковые спортивные костюмы, братья сфотографировались верхом на «квинтуплете» - пятиместном велосипеде. Не каждый представляет, как он выглядит, поэтому опишем его подробнее. Если обычный велосипед удлинить до четырех с половиною метров, и вместо одного сиденья поставить пять, то и получится «квинтуплет». Вместо одной пары педалей у «квинтуплета» пять пар. И все вращают заднее колесо. И рулей тоже пять, но рулить может только первый, а остальные просто держатся за свои рули. А чтобы рама не прогибалась под тяжестью пятерых ездоков (а это четыреста килограммов живого веса!), выполнена она из очень толстых труб. Поэтому весит «квинтуплет» больше шестидесяти килограммов. Езда на «квинтуплете» требовала особой слаженности. Первыми занимали места передний и задний велосипедисты. Они упирались ногами о землю и крепко держали «квинтуплет». Затем садились второй, третий и четвертый велосипедисты, и ставили ноги на педали. Когда подавалась команда «Старт!», они начинали крутить педали, а первый и пятый велосипедист подсаживались и подхватывали. Так, «связанные одной цепью», все и ехали. В обязанности переднего входило выбирать дорогу, а задний тормозил. Стоило братьям Опель прикатить на своем «квинтуплете» на фабрику, работа на время остановилась, все сбежались смотреть.

А велосипеды меж тем приобретали в Германии все новых поклонников. Не прошло и двух лет, в Рюссельсхайме основали общество велосипедистов – не без подсказки Адама Опеля, и при самом деятельном участии его сыновей. В Рюссельсхайме жили два отчаянных велосипедиста, два Фрица: Фриц Обхоф и Фриц Беккер. Однажды один вызвал другого на гонку до Мангейма и обратно – шутка ли! Призом в этом состязании служил пятидесятилитровый бочонок пива. Неизвестно, кто победил в гонке, но участвовали все.

Первый велосипед Опеля назывался «Хох-рэдер», – «высококолёсник». Это была самая распространенная конструкция в те времена, с огромным, с человеческий рост, передним колесом и совсем маленьким задним. Человек сидел верхом на большом колесе и крутил его педалями безо всяких цепей. Ездить на таком чудовище, его еще прозвали «пауком», можно было приноровиться, вот только падать высоковато. В тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году на «Хох-рэдере» опелевской фабрики спортсмен Аугуст Лер станет чемпионом мира по велоспорту.

Братья Опели тоже не стояли у обочины. Одна венская газета так писала об одном из них, о Генрихе:

«Этот молодой человек являет собой настоящую психологическую загадку (на родине Зигмунда Фрейда страсть как любили всякие психологические ребусы). С виду такой застенчивый и деликатный, он скрывает под элегантным костюмом мускулы, словно сделанные из пружинной стали, на зависть многим спортсменам».

За одну гоночную неделю Генрих ухитрился принести домой девять призов. И пять из них ему вручили за первое место. Посыпались победы на братьев, как из рога изобилия. Собрались братья за семейным «тафельрунде», и предложили назвать новый велосипед отцовской фабрики «Викторией Блиц», «Молниеносной победой». Это был уже не «хох-рэдер», а «нидер-рэдер», велосипед классического типа, очень похожий на современный. Ведущая звездочка велосипеда имела пять спиц, в орнамент которых были вписаны пять «О», в честь пяти братьев-смельчаков. Генрих оседлал «Молниеносную победу», и покрыл расстояние от Парижа до Франкфурта-на-Майне за восемьдесят с половиной часов. Прежде для этого требовалось на полутора суток больше.

Когда же пришел срок завершить спортивную карьеру, братья подсчитали: у Фридриха на счету оказалось сто восемьдесят первых призов, у Генриха сто пятьдесят, у Людвига – свыше ста, у Вильгельма – семьдесят, а у Карла – шестьдесят.

Выпуск швейных машинок и велосипедов вошли яркими эпизодами в летопись фирмы «Опель». Но страшный пожар тысяча девятьсот одиннадцатого года поставит жирную точку в главе о швейных машинках. А с велосипедами выйдет следующее… Братья Опель придумали делать их самым передовым – конвейерным – методом. В канун своего семидесятипятилетия фирма «Опель» уступит их производство немецкому заводу НСУ. Сколько всего велосипедов успела к этому времени выпустить фирма «Опель»? Подсчитали. Оказалось, свыше двух миллионов шестисот тысяч!

ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ:

Комментарии (0)